"Буквознайка" Центр речевой активности детей
«Буквознайка»
Центр речевой активности.
Использование центра речевой активности позволяет расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Центр речевой активности требования:
- Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- Наглядный, дидактический материал в речевом центре меняется еженедельно, согласно лексической теме.
- Речевой центр желательно разместить рядом с книжным уголком
- Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка. (Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи. Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития).
- Не следует перегружать центр оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности
В основу центра речевой активности входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- артикуляционной моторики;
- дыхания;
- воздушной струи;
- правильного звукопроизношения;
- фонематического слуха;
- словаря;
- связной речи;
- звукового анализа и синтеза слогов и слов.
- мелкой моторики пальцев рук;
При подборе дидактического материала обязательно учитывается:
- наполняемость центра;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность; - системность; - эстетика оформления; - ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
Дидактический материал в центре речевой активности:
- Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры;
- Артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
- Ватные палочки, Ватные диски;
- Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; т.д.)
- Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова)
- Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- Материал по грамоте (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
- Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).