"Буквознайка" Центр речевой активности детей

Кобазова Ирина Евгеньевна

«Буквознайка»  

Центр речевой активности.

Использование  центра речевой активности позволяет расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Центр  речевой активности требования:

- Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.

- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

- Наглядный, дидактический материал в речевом центре меняется еженедельно, согласно лексической теме.

- Речевой центр желательно разместить рядом с книжным уголком

- Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

 - Игровой материал должен быть доступным для ребенка. (Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи. Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития).

- Не следует перегружать центр оборудованием.

- Неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности

В основу центра речевой активности входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

- артикуляционной моторики;

- дыхания;

- воздушной струи;

- правильного звукопроизношения;

- фонематического слуха;

 - словаря;

 - связной речи;

 - звукового анализа и синтеза слогов и слов.

 - мелкой моторики пальцев рук;

При подборе дидактического материала обязательно учитывается:

- наполняемость центра;

 - разнообразие материала;

 - соответствие возрасту;

 - доступность; - системность; - эстетика оформления; - ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

 Дидактический материал в центре речевой активности:

- Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры;

- Артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

- Ватные палочки, Ватные диски;

- Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; т.д.)

- Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

- Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;  схема слова)

- Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

- Материал по грамоте (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

- Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).