Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах. Например, желтый как солнышко, круглый как мячик и т.д.
Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, то есть ознакомление с признаками объекта происходит при выполнении действий с предметами.
Значительное место в сенсорном развитии детей раннего возраста занимают дидактические игры. При подборе дидактического материала мы обратили внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребёнку для обхвата рукой. Мы решили использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, так как они отвечают всем требованиям к дидактической игрушке для детей раннего возраста. Они ориентированы на усвоение знаний и формирование умений в ходе интересных игровых действий.
Блоки Дьенеша специально созданы для малышей и привлекают своей красочностью. Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), которые отличаются цветом, размером, толщиной. В игровой форме малыши учатся находить нужные фигуры, сравнивать их, цветовая гамма помогает изучать цвета. С логическими блоками можно выполнять различные действия: выкладывать менять местами, прятать, искать. Это современное дидактическое пособие, которое можно использовать как в совместной деятельности, так и самостоятельно занять ребёнка интересным делом.
Существует множество интересных игр с блоками Дьенеша.
Целесообразно сначала познакомить детей с блоками. Дети могут использовать их как строительный материал: строить дорожки для машинок, башенки, забор, стол, стул. т к. блоки яркие, безопасные, легкие ими удобно строить на столе, ковре. В помощь к блокам используются альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные. Этот игровой альбом поможет детям почувствовать себя волшебниками, самим создать слона и жирафа, грузовик и черепаху.
Затем можно организовать игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Например, «Волшебный мешочек»: дети на ощупь определяют и называют круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат, тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).
«Сухой бассейн», в который «закапаны» фигуры. Дети достают и называют, какую фигуру они нашли. Такие игры очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.
«Найди соседа». Предложить малышу собрать все красные, или все квадратные фигуры учит детей различать предметы по свойствам, группировать по цвету.
Таким образом, в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме.
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.
Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине – использую игры: «Длинные и короткие», «Какая палочка длиннее?»;
для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это формы», «Волшебная коробочка»;
для обучения группировать, соотносить предметы по цвету: «Найди свой цвет», «Найди такую же»;
для закрепления качеств предметов (величина, форма, цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с предметами.
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета. Дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности. С помощью палочек детей так же легко подвести к осознанию отношений больше – меньше,
Используя такой занимательный материал, дети стали более активны в процессе обследования предметов; зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины.
Таким образом, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это уникальное средство развития сенсорного развития у детей раннего возраста.