Мастер – класс "Игры наших бабушек"
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: Игры наших бабушек
Цель: Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры.
Задачи:
Воспитать - у детей интерес к русским народным играм и традициям.
Совершенствовать - двигательные умения и навыки
Развивать - ловкость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: костюмы и атрибуты для игр, презентация.
Ход: Если внуки веселы,- бабушки подавно:
- Ишь, распелись как щеглы, до чего же славно!
Если внук хотел играть
А во что играет: - надо внуку рассказать, о том во что играли.
1 часть теория:
Показ презентации «Игры наших бабушек».
К сожалению, многие старинные игры забыты нами. И сейчас нам хотелось бы вспомнить их и проиграть.
2 часть практическая:
Игра№1: «Пошел Козел по лесу». Русская народная хороводная игра.
Шёл козёл по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем
Подрыгаем, коза.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем
И просто так попляшем,
Попляшем коза.
Головкой покачаем,
Качаем, качаем,
И снова начинаем,
Тарам-тарам-пам-пам.
Шёл козёл по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем
Подрыгаем, коза.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем
И просто так попляшем,
Попляшем коза.
Головкой покачаем,
Качаем, качаем,
И снова начинаем,
Тарам-тарам-пам-пам.
Шёл козёл по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем
Подрыгаем, коза.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем
И просто так попляшем,
Попляшем коза.
Головкой покачаем,
Качаем, качаем,
На этом завершаем,
Тарам –тарам –пам -пам, всё!
Игра №2: « Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Игра№3: «Бабка Ежка»
Бабка Ежка - Костяная ножка
С печки упала, ножку сломала.
Пошла на улицу, раздавила курицу.
Пошла опять – раздавила сорок пять!
Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Игра№4: «Заря –Заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Игра№5: «Жмурки»
Жмурки - детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.
Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурки), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами. Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать, чтобы отвлечь жмурку от игрока. Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.
Правила игры
1. Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп).
2. Отводят на середину комнаты (если действие происходит в помещении).
3.Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он (а) немного потерял ориентация в пространстве.
4. Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.
5. Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами).
6. Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы.
7. Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам.
8. Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать, чтобы отвлечь жмурку от игрока.
Игра№6: «Двойные горелки»
В игре участвует две колонны, становятся одна против другой на расстоянии 20-30 шагов. Водящих тоже двое. По сигналу последние пары из каждой колонны разъединяются и бегут к противоположной колене. Здесь необходимо составить пару с игроком из противоположной колонны. Задача водящих: запятнать бегущих, не дав им взяться за руки. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Игроки поют:
«Косой, косой, не ходи босой,
А ходи обутый, лапочки закутай.
Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи тебе гореть!
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим». Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Игра№7: «Золотые ворота»
Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй - запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Игра №8: Русская народная игра «Заря-зарница»
«Заря» - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:
«Заря-зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые-за водой пошла!»
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остаётся без места, становится зарёй.
Игра №9 Игра «Петушиный бой»
Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, с крестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
Правила
1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
Указания к проведению: Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.
Бой петухов может проходить и в другой позе, например в приседе, руки играющие держат на коленях.
Игра №10 «Мазай, Мазай»
По считалке выбирается Мазай. Остальные играющие сговариваются, какое движение будут показывать Мазаю (например, рубка дров, косьба сена, собирание ягод и грибов), подходят к нему и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
Можно так:
Здравствуй, Мазай, из корзинки вылезай!
Не тряси бородой – словно веничком,
Не стучи клюшечкой – словно ступочкой!
А послушай, что мы скажем,
Да посмотри, что мы покажем!
Затем играющие показывают несколько раз движение. Если Мазай отгадывает, что показывают ребята, то они разбегаются, а Мазай их догоняет. Кого он первого поймает, тот становится новым Мазаем, и игра повторяется.
3 часть Заключение. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
«Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями мы взрослых назовём»
На этом наш мастер класс завершен!