Мастер – класс "Игры наших бабушек"

Неприпасенко Оксана Евгеньевна

Мастер - класс "Игры наших бабушек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры наших бабушек50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема: Игры наших бабушек

Цель: Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры.

Задачи: 

Воспитать - у детей интерес к русским народным играм и традициям.

Совершенствовать - двигательные умения и навыки

Развивать - ловкость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: костюмы и атрибуты для игр, презентация.

Ход:  Если внуки веселы,- бабушки подавно:

        - Ишь, распелись как щеглы, до чего же славно!

          Если внук хотел играть

          А во что играет: - надо внуку рассказать, о том во что играли.

1 часть теория:

Показ презентации  «Игры наших бабушек».

К сожалению, многие старинные игры забыты нами. И сейчас нам хотелось бы вспомнить их и проиграть.

2 часть практическая:

Игра№1: «Пошел Козел по лесу». Русская народная хороводная игра.

Шёл козёл по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

 Припев:

 Давай, коза, попрыгаем,

 Попрыгаем, попрыгаем,

 И ножками подрыгаем

 Подрыгаем, коза.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И просто так попляшем,

Попляшем коза.

Головкой покачаем,

Качаем, качаем,

И снова начинаем,

Тарам-тарам-пам-пам.

Шёл козёл по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

 Припев:

 Давай, коза, попрыгаем,

 Попрыгаем, попрыгаем,

 И ножками подрыгаем

 Подрыгаем, коза.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И просто так попляшем,

Попляшем коза.

Головкой покачаем,

Качаем, качаем,

И снова начинаем,

Тарам-тарам-пам-пам.

Шёл козёл по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

 Припев:

 Давай, коза, попрыгаем,

 Попрыгаем, попрыгаем,

 И ножками подрыгаем

 Подрыгаем, коза.

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем,

Помашем, помашем

И просто так попляшем,

Попляшем коза.

Головкой покачаем,

Качаем, качаем,

На этом завершаем,

Тарам –тарам –пам -пам, всё!

Игра №2: « Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

                        Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.

                        Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Игра№3: «Бабка Ежка»

          Бабка Ежка - Костяная ножка

          С печки упала, ножку сломала.

          Пошла на улицу, раздавила курицу.

          Пошла опять – раздавила сорок пять!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Игра№4: «Заря –Заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

       Заря-заряница, красная девица,

        По полю ходила, ключи обронила.

        Ключи золотые,  ленты голубые,

        Кольца обвитые –  за водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Игра№5:  «Жмурки»

Жмурки - детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.

         Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурки), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.  Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами. Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать, чтобы отвлечь жмурку от игрока. Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.

 Правила игры

 1. Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп).

 2. Отводят на середину комнаты (если действие происходит в помещении).

 3.Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он (а) немного потерял ориентация в пространстве.

 4. Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.

 5. Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами).

 6. Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы.

 7. Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам.

 8. Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать,  чтобы отвлечь жмурку от игрока.

Игра№6:  «Двойные горелки»

В игре участвует две колонны, становятся  одна против другой на расстоянии 20-30 шагов. Водящих тоже двое. По сигналу последние пары из каждой колонны разъединяются и бегут к противоположной колене.  Здесь необходимо составить пару с игроком из противоположной колонны. Задача водящих: запятнать бегущих, не дав им взяться за руки.  Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Игроки поют:

«Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи тебе гореть!

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим». Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Игра№7: «Золотые ворота»

Играют 6-20 человек, чаще до­школьники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. За­держанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распре­делены, группы устраивают перетягива­ние, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распростра­ненной, чем описанная выше) заключа­ется в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается, второй - запрещается,

 А на третий раз не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Игра №8: Русская народная игра «Заря-зарница»

«Заря» - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остаётся без места, становится зарёй.

Игра №9 Игра «Петушиный бой»

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, с крестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению: Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Бой петухов может проходить и в другой позе, например в приседе, руки играющие держат на коленях.

Игра №10 «Мазай, Мазай»

По считалке выбирается Мазай. Остальные играющие сговариваются, какое движение будут показывать Мазаю (например, рубка дров, косьба сена, собирание ягод и грибов), подходят к нему и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,  из коробки вылезай!

 Где мы были, мы не скажем,  а что делали, покажем!

 Можно так:

         Здравствуй, Мазай, из корзинки вылезай!

         Не тряси бородой –  словно веничком,

         Не стучи клюшечкой –  словно ступочкой!

         А послушай, что мы скажем,

         Да посмотри, что мы покажем!

          Затем играющие показывают несколько раз движение. Если Мазай отгадывает, что показывают ребята, то они разбегаются, а Мазай их догоняет. Кого он первого поймает, тот становится новым Мазаем, и игра повторяется.

3 часть Заключение.  «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

 «Вернитесь в своё детство, побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями мы взрослых назовём»

На этом наш мастер класс завершен!