Проблемы воспитания дошкольников в современном мире
Опубликовано 16.03.2021 - 22:41 - Ибрагимова Зарема Ибрагимовна
Воспитание дошкольников в современном мире
Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь
воспитывать их – это великое дело,
требующее таланта и широкого знания жизни.
Максим Горький
Фраза, сказанная Оскаром Уайльдом - «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»,- остается актуальной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка счастливым. Однако не забываем о воспитании как об одном из самых важных систем человеческой деятельности. Отмечу, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь! Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем, но и по жизни. Как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое значение.
Воспитание начинается в семье - это истина! Семья, детский сад и другие службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах воспитания - это одна из проблем современности. Эта задача не всегда выполнимая. При индивидуализации процесса воспитания, необходимо полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ в детских садах, в социуме дети видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
На сегодня дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дети иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Работая с дошкольниками 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую информированность, возникает третья проблема. Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных.
Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышены тревожность и агрессия- это четвертая проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.
Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации.
Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады - это тоже проблема современности. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу, требует огромных физических сил и душевных затрат. Не все готовы взвалить на себя ответственность за воспитание нового поколения. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.
Что дает детский сад ребенку? Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям.