Основные правила взаимодействия с ребенком раннего возраста

Абалян Аида Владимировна

Основные правила взаимодействия с ребенком раннего возраста


Когда ребенок проснется:
             - обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»;
             - радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт. Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день: 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие для нормального психического развития детей;
           - не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищенности, уверенности, свободы. Помните о главном принципе воспитания – безусловном принятии ребёнка. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть;
             - относитесь к ребенку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье» и т.п.


В течение дня:
             - не сравнивайте его с другими близкими людьми, родственниками, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемленным. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»;
            - успокаивайте и поддерживайте ребенка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твое волнение, твоя радость, твоя грусть...»;
            - слушайте ребенка сочувственно и внимательно: «Мне интересно твое мнение, что ты рассказываешь, о чем ты думаешь...»;
            - поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем-то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай, «Иди ко мне, я тебя пожалею и т.д.;
             - не используйте в общении с ребенком резкие формы воздействия это может спровоцировать агрессивную вспышку;
             - не увлекайтесь нотациями — от них нет особой пользы;
             - старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;
             - признавайте за ребенком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с ребенком - важнее.


Предъявляя требования к поведению ребенка:
 - будьте последовательными; не позволяйте ребенку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось;
 - не устанавливайте для ребенка множество правил - он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определенных норм поведения (например, «Говори тише»);

- старайтесь в присутствии ребенка выражать различное отношение тем или иным явлениям, оценивая их определенными словами: «хорошо», «плохо» и т.д.;
  - помните, что ребенок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию, чём инструкции,  содержащие запреты. Например, вместо «Не трогай, не бегай!» лучше сказать: «Положи на место, сядь, посиди»;
 - вводите четкую систему конкретных запретов; произносите их громко и четко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
- не принуждайте ребенка делать то, к чему он еще не готов; не настаивайте на чем-либо, если он устал или чем-то расстроен;
 - предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты считаешь, что лучше для тебя?», Взаимодействуйте с ним в мягкой форме, без насилия.

 

Оценивая поведение ребенка, его действия и поступки:
 - через похвалу и ласку стимулируйте в ребенке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке - что она добрая, заботливая;
- порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это не хорошо;
 - не унижайте достоинство ребенка, не акцентируйте внимание на его неудачах;
   - если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша - это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его; 
  - когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда..», «Ты вообще...», «Вечно ты...». Он лишь сегодня сделал что-то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится как ты сегодня (сейчас) разговариваешь со мной»;
 - поощряйте совместные игры ребенка с другими детьми.

 

                                    Контролируя речевоеобщение:
  - после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребенок употреблял упрощенные слова: ки-са, ав-ав бай-бай, ням-нями т.д.;
  - поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребёнка на неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко), но в то же время старайтесь как можно чаще произносить их правильно в его присутствии (голова, молоко);
- не сюсюкайте с ребенком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте повторять удачно оказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над другими детьми;

- помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства нет, если ребенок до 1,5 лет пытается подражать произносимым словам, многое понимает;
 - не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков или вовсе их не произносит,  заменяя более легкими - процесс овладения речью к 3 годам еще не завершен;
   - старайтесь, чтобы в окружении ребенка взрослые употребляли правильную, литературную речь;

 - заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать окружающим;
 - записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения, высказывания ребенка - это станет «золотым фондом» его, раннего развития, что, несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем.
Если..., то...
-Если ребенок капризничает, упрямиться, постарайтесь выяснить причину его недовольства и только после этого принимайте какое-либо решение;
 - Если ребенок увлечённо играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал;
- Если ребенок отказывается есть, не кормите его насильно, покормите вместе с ребенком куклу, чередуя одну ложку - кукле, другую - малышу; 
 - Если ребенок не хочет купаться, постарайтесь, чем - либо привлечь его внимание: положите в ванну водоплавающие игрушки, попускайте мыльные пузыри, поиграйте с малышом в водный пистолет;
 - Если вы раздражены, говорите с ребенком тише, едва слышно - это способствует снятию психического напряжения.

 

Материал по книги: Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика / Н.В. Макарычева. - М.: Аркти. 2005.