План самообразования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 42
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников подготовительной группы»
Выполнила:
Воспитатель:
Быханова К.Н
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников подготовительной группы».
Цель: Создание условий для развития у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов; развивать мелкую моторику рук, развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
Задачи:
1. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе
4. Развивать твёрдость рук, технические навыки
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Формы работы:
- Работа с бумагой и картоном (отрывная аппликация и аппликация из геометрических фигур)
- Работа с пластилином (аппликация из пластилиновых шариков)
- Работа с природным материалом (шишки, желуди, листья)
- Работа с манной крупой.
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник;
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• дидактические игры
• игры с мелкими предметами
Актуальность
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы на 2020-2021 год
Сентябрь – май (изучение литературы)
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г.
2. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
3. Куцакова Л. В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
4. Макарова Н. Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
5. Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
6. Машинистов В. Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
7. Роенко И. П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. дом «Федоров», 2000г
Работа с детьми
Октябрь
«Мозаичная аппликация»
1. Вводное занятие.
2. Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
3.«Яблочко».
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
4.«Листик».
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Ноябрь
«Отрывная аппликация»
1. «Деревья».
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
2.«Яблочный сад».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.
3.«В саду много ягод и цветов».
Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).
4. «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Декабрь
«Объёмные аппликации из бросового материала»
1. «Зимушка, зима».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.
2. Украшением на елку (снежинка).
Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.
3. Открытка «Веселый хоровод».
Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
4.«Елочка»
Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.
Январь
«Аппликации из ваты»
1.«Зайчик»
Цель: Учить, на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
2. «Барашек»
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
3. «Веселый снеговик».
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;
4. «Картина зимний лес».
Февраль
«Аппликация из крупы, яиц, макарон»
1.«Декоративные узоры на круге». (Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество
2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).
Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).
Цель: Учить аккуратно, приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.
Март
«Аппликация из природного материала»
1.«Зверушки».
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
2.«Ёжик».
Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.
3. «Веточки с листьями»
4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»
Апрель
«Аппликация из цветной и гофрированной бумаги»
1. «Первые цветы».
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
2.«Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
3.«Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
4.«Аппликация корзина с цветами».
Май
«Аппликация из ткани и нити»
1.Беседа, откуда нитки к нам пришли. Аппликация «Верба»
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
2.«Морковка». (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
3.«Красивое платье». (Аппликация из ткани).
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
Работа с родителями
Январь
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Март
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Самореализация
Апрель
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Планируемые результаты:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
• Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.
• Провести анкетирование родителей.
• Составить картотеку пальчиковых игр.
Перспективы на следующий год:
1.Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики рук».
2.Изучить новинки методической литературы.
3.В работе с родителями планирую включать беседы, анкеты, совместные праздники.