Кризис 7 лет у детей дошкольного возраста
В 6 – 7 лет дети готовятся к новому этапу жизни. Он начнется, как только они пойдут в школу и перейдут ее порог.
Изменения в поведении и сложности в эмоциональном плане могу появиться у ребенка уже в подготовительной группе детского сада. Настрой взрослых, которые начинают часто говорить ребенку об его ответственности перед школой, и психологическая перестройка организма оказывает различное воздействие на личность ребенка. В этот момент для него характерны изменения отношений с членами всей семьи и сверстникам, которые также, в той или иной мере подвергаются воздействию кризиса. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, родителям будет несложно выявить определенные изменения в его характере. В этот период у ребенка может наблюдаться:
- паясничанье и клоунада;
- постоянное передразнивание взрослых;
- нелепое поведение;
- вертлявость;
- упрямство;
- непереносимость критики;
- копирование авторитетов (часто авторитетами становятся другие дети, обычно обладающие не самым примерным поведением);
- желание казаться взрослее посредством отказа от детских игр.
Стоит отметить, что отмеченный возрастной психологией кризис 7 лет у ребенка у каждого дошкольника может проявляться в различных вариантах. Поэтому для его определения достаточно совпадения только части симптомов. Характер и поведение ребенка, в период кризиса, становятся нарочитыми и шутовскими. Это свойственно некоторым людям, однако если их действия могут казаться смешными и от этого правильными, то в случае с детьми напротив, окружающие будут чувствовать лишь недовольство.
Также стоит выделить несколько эмоциональных характеристик:
- утомляемость;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- рассеянность;
- агрессивность, либо замкнутость.
В результате проживания кризиса 7 лет у ребенка отмечается очень быстрое развитие личности. Изначальная дисгармония ребенка и окружающей среды, вскоре перетекает на следующий этап, приводящий к стабилизации состояния и созданию новой структуры личности, с которой функционирование в социуме становится возможным: самостоятельность в принятии решений, ответственность за свой поступки (выбор), интерес к получению знаний. Поэтому важно, чтобы родители действовали правильно и вовремя помогли ему.
Рекомендации родителям
Проявлять внимательность, продолжать также любить ребенка, но без сильной «привязки» его к себе. Необходимо позволить ему заиметь собственных друзей и круг общения. В некоторых случаях может потребоваться поддержка и ободрение. Главное — всегда иметь доброжелательные отношения в семье и поощрять общение ребенка со сверстниками.
Дать больше свободы. Одна из главных причин кризиса — несоответствие родительских требований к возможностям и желаниям самого ребенка. Из-за этого стоит поразмыслить над некоторыми запретами — а они точно обоснованы? Ребенку необходима свобода и самостоятельность, поэтому надо постараться дать ему это.
Изменить отношение к ребенку. Нужно начать учитывать его мнение. Он перестал быть малышом, поэтому родители должны понимать его.
Сменить тон общения. Назидательный и приказной тон в этот период полностью теряют актуальность. Вместо того чтобы заставлять, необходимо стараться рассуждать и убеждать.
Дать отношениям передышку, если они перешли в стадию «войны». Когда скандалы становятся бесконечными, лучшим вариантом решения проблемы станет отправление ребенка к родственникам на несколько дней. Это позволит остыть обеим сторонам. Разумеется, после возвращения ребенка родители должны проявлять самоконтроль и стараться больше не выходить из себя. Не стоит забывать и о создании возможностей для интеллектуального развития. Познавательные книги, игры, беседы, чтение сказок и стихов значительно помогут, особенно если психологически подготовить ребенка к школе, рассказав ему о том, что может ожидать там.