«В гостях у сказки»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе с использованием мнемотехники
Цель:
- формирование интереса и потребности в воспроизведении сказочного жанра;
- закрепление знаний о животных на основе народной сказки "Рукавичка".
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- закрепить знание геометрических фигур, закрепление цвета
- называть отличительные признаки диких животных , используя мнемосхему.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить геометрические фигуры с образами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.
Наглядный материал: мнемотаблица к сказке «Рукавичка», загадки в таблицах, мнемотаблица «Опиши животного», силуэты героев сказки «Рукавичка», мнеморяд для выкладывания фигур-заместителей, рукавица маленькая, большая для инсценировки, маски героев сказки.
Методы и приемы:
- словесные (пояснение, вопросы, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово);
- наглядные (показ способов действия и построение образов);
- практические (показ упражнения, поручения);
- стимулирующие (похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха);
- игровые (создание сюжетной игровой ситуации, внезапное появление объектов).
Оборудование: несложные декорации, фигурки животных, рукавичка, маски животных, проектор (картинки).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Рукавичка»;
- рассматривание иллюстраций;
- знакомство с лесными жителями.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Сегодня мы с вами будем весело играть и познакомимся с новыми друзьями. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
- С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)
- С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)
- С добрым утром носик, ты проснулся? (массируются крылья носа)
- С добрым утром ручки, вы проснулись? (гладить руки сверху - вниз)
- С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху - вниз)
- С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).
- Основная часть
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости!
Дети: Зайка!
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, предложим ему сесть на стульчик.
(Дети здороваются с зайчиком).
Зайка: Здравствуйте, дети! Я шел к вам в гости со своими друзьями, но они отстали от меня, я очень за них переживаю (Плачет). И я забыла, где живу. Вот у меня есть схема, но я не умею ее читать. Поможете, ребята.
(Дети работают по мнемотаблице).
Спасибо, ребята! А вы случайно не видели моих друзей?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что-то лежит. Что это?
Дети: Варежка.
Воспитатель: Как можно еще назвать?
Дети: Рукавичка.
Воспитатель: (Прислушивается). Да она не простая. Какие-то голоса раздаются из нее. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит. Хотите узнать кто? (Дети отвечают).
Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и
превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: ТЕАТР!
Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: Куклы, сказочные герои, артисты.
Воспитатель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей). А что делают зрители? (Дети отвечают). А вы хотели бы стать артистами? Теперь все глаза закрываем и говорим:
Покружились, покружились
И в сказочной стране мы очутились!
Вот мы и пришли в сказочный лес. А чья это может быть рукавичка? Ребята, мне кажется, что это рукавичка из сказки? (Дети отвечают). А вы помните сказку про рукавичку?
Воспитатель: Давайте вспомним, как начиналась сказка? Кто потерял рукавичку? Кто увидел рукавичку? Кто-кто жил в домике-рукавичке? (Дети отвечают. Работают по мнемотаблице).
Дети. В домике жили мышка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Воспитатель: А давайте посмотрим не спрятались они здесь где-нибудь? (Показывает большие фигуры животных, которые спрятались за деревом).
Воспитатель: Ребятки, как вы думаете: волк, лиса, заяц, медведь — это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные.
Воспитатель: Правильно, дикие животные живут в лесу. Сами добывают себе пищу. Строят жилище и кормят своих детенышей.
Воспитатель: Посмотрите как много у нас животных? Ребята, давайте вспомним где живет зайчик?
Дети: Под кустом.
Воспитатель: Как называется дом у мышки?
Дети: Норка.
Воспитатель: Как называется дом у лисы?
Дети: Нора.
Воспитатель: Где живет волк?
Дети: Логово.
Воспитатель: Как называется дом медведя?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Дети отвечают).
А теперь вспомним, что любит кушать зайка?
Дети: Морковку, капусту.
Воспитатель: Детки, давайте поиграем в игру «Капуста».
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трем – трем,
Мы капусту жмем – жмем,
А потом
Мы капусту в рот кладем.
Ам!
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки и расскажем о героях этой сказки (Дети работают по мнемотаблице «Опиши животного»).
Какая мышка: серенькая, маленькая, мягкая, шустрая.
Какой зайчик: белый, быстрый, косой, трусливый.
Какая лисичка: рыжая, пушистая, хитрая, мягкая, красивая.
Какай волк: серый, большой, зубастый, страшный, злой.
Какой медведь: большой, косолапый, коричневый, толстый.
Молодцы, ребята.
Воспитатель: На улице сейчас холодно, давайте заселим всех зверей.
Воспитатель: Кира, Макар, Паша, Алиса, Ксюша, Давид, подойдите ко мне. (Воспитатель на головы одевает маски).
Покружились, покружились и
в героев сказки превратились!
Вот они будут артистами, а остальные - зрителями. А вы знаете, как должны сидеть зрители в зале? (Дети отвечают).
Правильно, зрители должны сидеть тихо и не мешать друг друга. Надо уважать всех и в конце сказки нужно аплодировать, то есть похлопать в ладошки.
(Дети ставят сказку).
Воспитатель: Молодцы! Ребята вам понравилась замечательная сказка о животных. Как она называется? («Рукавичка»).
-Ребята, кто потерял рукавичку?
Где звери нашли рукавичку?
- Что говорили звери, когда просились в рукавичку?
-Назовите животных, которые жили в рукавичке?
-Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?
Дети: Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, мишка - косолапый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь герои сказки обратно превращаются в ребяток. Подойдите ко мне и закройте глазки (Дети кружатся).
Покружились, покружились и
В ребяток превратились!
Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания! (Дети прощаются с гостями). Но наше путешествие не закончилось, мы знаем еще много сказок, и мы обязательно отправимся путешествовать по этим сказкам.