«В гостях у сказки»

Морозова Вера Геннадьевна

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе с использованием мнемотехники

Цель:

- формирование интереса и потребности в воспроизведении сказочного жанра;

- закрепление знаний о животных на основе народной сказки "Рукавичка".

Обучающие задачи:

- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

- закрепить знание геометрических фигур, закрепление цвета

- называть отличительные признаки диких животных , используя мнемосхему.

Развивающие задачи:

- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

- умение соотносить геометрические фигуры с образами.

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить.

Наглядный материал: мнемотаблица к сказке «Рукавичка», загадки в таблицах, мнемотаблица «Опиши животного», силуэты героев сказки «Рукавичка», мнеморяд для выкладывания фигур-заместителей, рукавица маленькая, большая для инсценировки, маски героев сказки.

Методы и приемы:

- словесные (пояснение, вопросы, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово);

- наглядные (показ способов действия и построение образов);

- практические (показ упражнения, поручения);

- стимулирующие (похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха);

- игровые (создание сюжетной игровой ситуации, внезапное появление объектов).

Оборудование: несложные декорации, фигурки животных, рукавичка, маски животных, проектор (картинки).

Предварительная работа:

- чтение сказки «Рукавичка»;

- рассматривание иллюстраций;

- знакомство с лесными жителями.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!

Сегодня мы с вами будем весело играть и познакомимся с новыми друзьями. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

- С добрым утром носик, ты проснулся? (массируются крылья носа)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (гладить руки сверху - вниз)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху - вниз)

- С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

 

  1. Основная часть

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости!

Дети: Зайка!

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, предложим ему сесть на стульчик.

(Дети здороваются с зайчиком).

Зайка: Здравствуйте, дети!  Я шел к вам в гости со своими друзьями, но они отстали от меня, я очень за них переживаю (Плачет). И я забыла, где живу. Вот у меня есть схема, но я не умею ее читать. Поможете, ребята.

(Дети работают по мнемотаблице).

Спасибо, ребята! А вы случайно не видели моих друзей?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что-то лежит. Что это?

Дети: Варежка.

Воспитатель: Как можно еще назвать?

Дети: Рукавичка.
Воспитатель: (Прислушивается). Да она не простая. Какие-то голоса раздаются из нее. Воспитатель заглядывает в рукавичку. Ребята, в рукавичке кто-то сидит. Хотите узнать кто? (Дети отвечают).

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и

превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: ТЕАТР!

Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспитатель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей). А что делают зрители? (Дети отвечают). А вы хотели бы стать артистами? Теперь все глаза закрываем и говорим:

Покружились, покружились

И в сказочной стране мы очутились!

Вот мы и пришли в сказочный лес. А чья это может быть рукавичка? Ребята, мне кажется, что это рукавичка из сказки? (Дети отвечают). А вы помните сказку про рукавичку?

Воспитатель: Давайте вспомним, как начиналась сказка? Кто потерял рукавичку? Кто увидел рукавичку? Кто-кто жил в домике-рукавичке? (Дети отвечают. Работают по мнемотаблице).

Дети. В домике жили мышка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Воспитатель: А давайте посмотрим не спрятались они здесь где-нибудь? (Показывает большие фигуры животных, которые спрятались за деревом).

Воспитатель: Ребятки, как вы думаете: волк, лиса, заяц, медведь — это дикие или домашние животные?

Дети. Это дикие животные.

Воспитатель: Правильно, дикие животные живут в лесу. Сами добывают себе пищу. Строят жилище и кормят своих детенышей.

Воспитатель: Посмотрите как много у нас животных? Ребята, давайте вспомним где живет зайчик?

Дети: Под кустом.

Воспитатель: Как называется дом у мышки?

Дети: Норка.

Воспитатель: Как называется дом у лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: Где живет волк?

Дети: Логово.

Воспитатель: Как называется дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Дети отвечают).

А теперь вспомним, что любит кушать зайка?

Дети: Морковку, капусту.

Воспитатель: Детки, давайте поиграем в игру «Капуста».

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим – солим, 
Мы капусту трем – трем, 
Мы капусту жмем – жмем, 
А потом 
Мы капусту в рот кладем.
Ам!

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки и расскажем о героях этой сказки (Дети работают по мнемотаблице «Опиши животного»).
Какая мышка: серенькая, маленькая, мягкая, шустрая.
Какой зайчик: белый, быстрый, косой, трусливый.
Какая лисичка: рыжая, пушистая, хитрая, мягкая, красивая.
Какай волк: серый, большой, зубастый, страшный, злой.
Какой медведь: большой, косолапый, коричневый, толстый.
Молодцы, ребята.

Воспитатель: На улице сейчас холодно, давайте заселим всех зверей.

Воспитатель: Кира, Макар, Паша, Алиса, Ксюша, Давид, подойдите ко мне. (Воспитатель на головы одевает маски).

Покружились, покружились и

в героев сказки превратились!

Вот они будут артистами, а остальные - зрителями. А вы знаете, как должны сидеть зрители в зале? (Дети отвечают).

Правильно, зрители должны сидеть тихо и не мешать друг друга. Надо уважать всех и в конце сказки нужно аплодировать, то есть похлопать в ладошки.

 (Дети ставят сказку).

Воспитатель: Молодцы! Ребята вам понравилась замечательная сказка о животных. Как она называется? («Рукавичка»).

-Ребята, кто потерял рукавичку?

Где звери нашли рукавичку?

- Что говорили звери, когда просились в рукавичку?

-Назовите животных, которые жили в рукавичке?

-Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?
Дети: Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, мишка - косолапый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь герои сказки обратно превращаются в ребяток. Подойдите ко мне и закройте глазки (Дети кружатся).

Покружились, покружились и

В ребяток превратились!

Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания! (Дети прощаются с гостями). Но наше путешествие не закончилось, мы знаем еще много сказок, и мы обязательно отправимся путешествовать по этим сказкам.