Развиваем навык слогового анализа у детей
Слоговой анализ – важная ступень ознакомления со звуковой стороной слова. Кажущаяся легкость в овладении слоговым членением слов на самом деле ошибочная. Главное в этой работе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова, слогообразующую роль гласного. Для формирования навыка слогового анализа и синтеза необходимо:
1. Научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.
2. Научить детей определять количество слогов в соответствии с количеством гласных в слове.
3. Научить детей составлять слова из заданного количества слогов, подбирать слова с определенным слогом.
Вашему вниманию предлагаются некоторые виды заданий на формирования навыка слогового анализа и синтеза.
Игры и задания на развитие умения определять количество
слогов в слове и делить слова на слоги
1. Задание «Отхлопай слова»
Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты отхлопаешь слово по слогам и скажешь, сколько слогов получилось»
2. Игра «Пирамидка»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой пирамидка. Помести в нижний ряд пирамиды картинки, названия которых состоят из 3 частей, во второй ряд – из 2 частей, в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части (состоит из 1 части).
3. Игра «Посади цветы на клумбу»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой картинки с изображением цветов. Посади в верхнюю бороздку цветы, названия которых делятся на две части, в среднюю – цветы с названиями из трех частей, а в нижнюю – с названиями из четырех частей».
3. Игра «Угадай имя девочки»
Цель: 1) закрепление умения делить слова на слоги;
2) закрепление умения соединять слоги в слова
Инструкция: «Ты будешь угадывать имена девочек. Я буду называть первую часть имени, а ты будешь добавлять слог ША и скажешь, какое имя получилось»
Игры и задания на определение последовательности слогов в слове
1. Задание «Назови слог»
Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови в них только 1-ый слог (только 2-ой, 3-ий)».
2. Задание «Поменяй слоги местами»
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, но в них произошла путаница. Поменяй слоги местами и скажи, какое слово получилось.
3. Игра: «Составь слово»
Цель: закрепление умения определять последовательность слогов в слове и соединять слоги в слова
Инструкция: « Посмотри на картинки. Назови в них 1-ый слог. Соедини 1-ые слоги и составь слово» (как усложнение выделяем в словах 2-ые слоги)