Особенности развития детей раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
· Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
· Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
· Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
· Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
· Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
· Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
· Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
· Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.