Элементарное музицирование - как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста
Опыт работы музыкального руководителя высшей категории Головиной Веры Анатольевны по теме:
«Элементарное музицирование - как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь».
Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа – стало девизом моей работы по формированию и развитию музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности. На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о природной музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – это способности воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонировать, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эти способности проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления музыкальных способностей, подчеркивал музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия этих способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления от взрослых. Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.
Методика музыкального воспитания Карла Орфа очень популярна, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и, когда ты сам творишь музыку. А что может быть увлекательнее и прекраснее!
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным педагогом, это раннее выявление задатков и способностей у детей и дальнейшее их развитие. Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать и слышать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной. Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа. Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движение, пение, игру на музыкальных инструментах. Важно, как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.
Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение. Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, наклоны, повороты, кружение и другие. Они становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Повторяя их, ребенок начинает воспринимать музыку через движение. Музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой.
Особое внимание в концепции Карла Орфа уделяется музицированию, аккомпанементом «звучащих жестов». «Звучащие жесты» – это игра со звуками своего тела – притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Цель этой деятельности – синтез музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной. Используя в работе этот важный элемент, я обнаружила, что у детей развивается ритмический слух, координация движений. Ребята с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, используют их в импровизационных танцах. Стало традицией приветствовать друг друга на музыкальных занятиях импровизацией на слова: «Здравствуйте» или «Добрый день», прихлопывая или притопывая мелодию по слогам. А петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть – для детей так же естественно, как и просто играть.
Еще одной из удачных находок Карла Орфа, являются речевые игры и упражнения. Они развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Речевые игры являются эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Они важны, прежде всего, потому, что ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр звука, звуковысотный рисунок, динамика зучания. В этой связи меня заинтересовали разработки Т. Тютюнниковой «Уроки музыки: система обучения Карла Орфа». Решила использовать эти рекомендации на практике. Заметила, что поэтическое музицирование помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Детский фольклор (считалки, дразнилки, прыгалки, потешки, прибаутки, присказки) служит хорошей базой для развития творчества и импровизации
Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.
Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:
На занятиях предлагаю детям несложные композиции, где я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Когда дети усвоят свои партитуры, то «дирижерами» становятся сами дети.
Очень интересны шумовые сопровождения к небольшим рассказам, стихам. Дошкольники озвучивают с помощью ритмической партитуры произведения композиторов-классиков («Итальянская полька» С. Рахманинова, «Полька Трик-трак» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф.Шуберта). Оркестровая музыка является прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов впитывает в себя звуки «детских».
Для целенаправленной и продуктивной деятельности мне были необходимы дополнительные знания. Взяла за основу рекомендации программы нового поколения «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, методического пособия «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской. Составила перспективное планирование НОД по элементарному музицированию детей дошкольного возраста.
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей. И как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на музыкальных инструментах по слуху – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе музицирования совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности способствует становлению и развитию волевых качеств, таких как усидчивость, выдержка, настойчивость, целеустремленность. В процессе импровизации развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В работе по элементарному музицированию использую авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методические пособия «Бим! Бам! Бом! Игры звуками», «Уроки музыки по системе обучения К.Орфа». Мне нравится в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие, возможность проявления музыкальных и творческих возможностей детей.
Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает, что «Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку».
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
- поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;
- прививать навыки игры на музыкальных инструментах;
- знакомить с произведениями детской классической, народной музыки на практике;
- овладевать простейшими элементами музыкального языка;
- формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность, свобода мышления;
- развивать навыки общения и сотрудничества.
Основным направлением в моей работе является – привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов:
№ п/п | Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
1. | Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. | Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. |
|
2. | Знакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них. | Развивать чувство ритма | |
3. | Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением. | Развивать у детей чувство уверенности в себе. | |
4. | Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или динамическим звучанием (громче-тише) на музыкальном инструменте. | Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
| |
5. | Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. |
Формировать навыки умения «вступить и закончить» аккомпанемент точно с соответствием текста. | |
6. | Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах. |
Детей старшей и подготовительной групп знакомлю с музыкальными инструментами симфонического, духового, народного и эстрадного оркестров. В небольшом городе непросто «вживую» предложить детям послушать богатство и красоту звучания инструментов, увидеть их разнообразие. Поэтому важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных. Классическая музыка оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игровом варианте.
Для систематизации у детей знаний об инструментах симфонического и народного оркестров применяю музыкально-дидактические игры, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с музыкальными инструментами.
«…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф. Дистервег). «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн, «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В. Ротенберг. Так и я, учу детей самостоятельно «подбирать» по слуху несложные музыкально-ритмические рисунки, состоящие из нескольких звуков (не более пяти).
Используя не метод «научения», а самостоятельный поиск. Технология самостоятельного музицирования по слуху делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыкально-творческая деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса.
Элементарное музицирование – это уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые обеспечивают как музыкальное, так и общее психическое развитие ребенка. Ребенок, слушая классическую, народную, современную музыку в исполнении разных инструментов, познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках.
Чтобы работать по этой теме, я разработала перспективный план по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с музыкальными инструментами симфонического, народного, духового оркестров, подготовила иллюстрации и раздаточный материал, конспекты НОД, музыкально-дидактические игры, упражнения, игры и физкультминутки по здоровьесберегающим технологиям. За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным группам (ударные, духовые, струнные и т.д.), об использовании инструментов в разных оркестрах (симфоническом, народном, духовом и др.). В работе по теме моими помощниками и единомышленниками всегда были воспитатели и родители наших воспитанников.
Времени для музицирования на музыкальном занятии отводится очень мало. А детям очень нравится играть на детских музыкальных инструментах. Это одна из причин, по которой эта тема выбрана для моей кружковой деятельности.
Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:
- Речевые упражнения.
- Пение.
- Музыкально-двигательные упражнения.
- Игры с инструментами К. Орфа.
1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
https://yadi.sk/i/4Fk2I0H7R6-DOA - речевая игра «Наша Таня» в кругу со звучащими жестами в старшей группе
2. Пение. Воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора, дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками.
https://yadi.sk/i/jZUZxUDhznkCrQ Песня «Джон-Зайчик» в средней группе
3. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
https://yadi.sk/d/fBaOKH77WUh8jw - танец «Кукивичка» в средней группе
https://yadi.sk/i/uh8QOqqoCVvv3Q - хороводная игра «Фокус-Покус» в младшей группе
4. Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества.
Этапы работы над оркестром «Вальс-шутка» старшая группа:
- Рассказывание сказки детям с музыкальными инструментами
https://yadi.sk/i/FigX-wdk3mfW7A
- Рассказывание сказки вместе с детьми на невидимых инструментах https://yadi.sk/i/VGc6ouz56IH7XA
- Рассказываем сказку в движении
- Игра в оркестре https://yadi.sk/i/MBFnxjJnH0X4Xw
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми:
- Работа музыкального руководителя по системе Карла Орфа - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.
- Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
- Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя.
- Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
- Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих
Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать