Бережливые технологии в дошкольной образовательной организации
Бережли́вое произво́дство (от англ. lean production, lean manufacturing — «стройное производство») — концепция управления, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Технология «Бережливого производства» включает в себя систему 5С:
- сортировка;
- соблюдение порядка;
- содержание в чистоте;
- стандартизация;
- совершенствование
Впервые данная технология появилась в послевоенной Японии. Принцип, положенный в её основу, может с пользой применяться в различных сферах человеческой деятельности.
Для этого необходимо:
- во-первых, разделить вещи на нужные и ненужные и избавляться от последних (ненужных),
- во-вторых, разместить предметы на своих местах,
- в-третьих, поддерживать на рабочем месте чистоту,
- в-четвертых, поддерживать порядок,
- в-пятых, воспитывать в себе привычку выполнять все эти установленные правила.
Суть данной технологии заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, а так же привлечение детей к поддерживанию порядка и сохранению не только времени, но и материальных благ в последствии.
В рамках технологии планируется реализация конкретных мероприятий:
- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;
- рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников;
- проведение цикла развивающих занятий для детей;
- стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников.
Все данные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и улучшат качество оказываемых услуг.
В детских садах применяются:
- указатели направления движения,
- цветовые кодировки,
- кодировка картинками – каждая игрушка имеет своё место (где взяли – туда и положили),
- схемы (например: ухода за растением и его полив, мытьё рук, одевания и раздевания, накрывание на стол, уборка посуды в определённое место)