Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь природу?
В. А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается их эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.
Исходя из основной цели – формирования интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста нами были сформулированы следующие задачи: (слайд 2)
- передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
- навыков правильного поведения в природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
- развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Работа с детьми была условно разделена на 3 этапа (слайд 3)
1. обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло, обучение умению различать характерные признаки растений.
Для осуществления поставленных задач использовались:
Организованная образовательная деятельность,беседы на следующие темы: (Что такое растение? Где живут растения? Растения они живые или нет? Зачем листья деревьям? Почему опадают листья? Почему осенью желтеют листья? Зачем растениям корни? Почему стебли такие прямые? Что такое лес? Зачем цветки растениям? Кто растет быстрее всех)
Чтение художественной литературы: (слайд 4)
«Новая детская энциклопедия», «Деревья. Факты, находки, открытия», А. К. Толстой «Колокольчики», В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Колокольчик», И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем», В. А. Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Осенний клен», «Осень принесла золотые ленты».
Дидактические игры: «С какого дерева листок?» ,«Самый большой лист». «Что есть у растения?», «Цветы». (Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.); «Отгадайте, что за дерево» (Цель: Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Настольно-печатная игра - лото «Растения».
Пальчиковые игры («Алые цветки», «Осень», «Березка», «Бутончики», «Деревья»)
Экскурсии по территории детского сада.
На данном этапе родители проявили активность, в частности оказывали помощь в подборе иллюстраций, литературы и раскрасок по теме.
2. Задачами второго этапа стали: (слайд5)
- Расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
- формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
- воспитание доброжелательности отзывчивости к миру растений, бережного отношения к природе.
(Слайд 6) Для успешного решения поставленных задач использовались опыты и экспериментирование, в ходе которых дети могли увидеть, как растения впитывают воду.
Опыт и экспериментирование не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе.
Демонстрация моделей и работа с ними помогла детям научиться выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать причинно-следственные связи.
3. задачи третьего этапа: (слайд 7)
- уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной трудовой деятельности;
- формирование правильного поведения в природе;
- воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
- закрепление полученных знаний в продуктивной деятельности.
Для решения поставленных задач была организована совместная трудовая деятельность,проводились дидактические игры: (слайд 8)
«Зеленая аптека», «Больничка для растений», «Листопад», «Угадай, чей лист».«Что будет, если?» (Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивать умения делать выводы и умозаключения.); «Деревья» (Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, учиться объединять растения по сходству: учим находить «бабушку», «дедушку» - это взрослые деревья, «сестер», «деток» - молодая поросль, а потом среди похожих находить отличия (старые, маленькие, толстые, высокие).
Закреплялись практические навыки путем знакомства с работой взрослых на огороде, расположенных на территории ДОУ.
Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали педагоги совместно с родителями воспитанников.
Подобраны тематические дидактические игры, иллюстрации по теме растения.
Уголок художественно - творческой деятельности пополнен раскрасками.
В книжный уголок подобран большой материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, загадки).
Все пособия включались в предметно-развивающую среду по мере усвоения детьми программного материала.
(Слайд 9) Особая роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. С удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально - ритмических танцевальных движениях. (Е. А. Курячий. «Ягодки Рябинки», И. П. Чайковский «Вальс цветов», Е. Зарицкой «Мир волшебных цветов», «Деревья», А. Комарова «Посадили деревца».)
В группе был проведен открытый просмотр по познавательному развитию «День рождения рябины».
Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно - творческой деятельности («Одуванчик», «Открытка для рябины», «Осеннее дерево» в разных техниках, «Поздний урожай яблок», «Листья в технике «оттиск»).
(Слайд 10) Анализируя результаты проведенной работы,можно сделать следующие выводы:
- дети значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах деятельности;
- воспитанники освоили элементарные навыки ухода за растениями;
- значительно повысился интерес к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности, к растениям.
Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей с детьми, грамотно выстроенная работа по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений, сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_berezhnogo_otnosheniya_k_miru_rasteniy.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь природу?
В. А. Сухомлинский предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается их эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребенок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.
Исходя из основной цели – формирования интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста нами были сформулированы следующие задачи: (слайд 2)
- передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
- навыков правильного поведения в природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
- развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Работа с детьми была условно разделена на 3 этапа (слайд 3)
1. обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло, обучение умению различать характерные признаки растений.
Для осуществления поставленных задач использовались:
Организованная образовательная деятельность,беседы на следующие темы: (Что такое растение? Где живут растения? Растения они живые или нет? Зачем листья деревьям? Почему опадают листья? Почему осенью желтеют листья? Зачем растениям корни? Почему стебли такие прямые? Что такое лес? Зачем цветки растениям? Кто растет быстрее всех)
Чтение художественной литературы: (слайд 4)
«Новая детская энциклопедия», «Деревья. Факты, находки, открытия», А. К. Толстой «Колокольчики», В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Колокольчик», И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем», В. А. Сухомлинский «Кого ждала рябина», «Осенний клен», «Осень принесла золотые ленты».
Дидактические игры: «С какого дерева листок?» ,«Самый большой лист». «Что есть у растения?», «Цветы». (Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.); «Отгадайте, что за дерево» (Цель: Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Настольно-печатная игра - лото «Растения».
Пальчиковые игры («Алые цветки», «Осень», «Березка», «Бутончики», «Деревья»)
Экскурсии по территории детского сада.
На данном этапе родители проявили активность, в частности оказывали помощь в подборе иллюстраций, литературы и раскрасок по теме.
2. Задачами второго этапа стали: (слайд5)
- Расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
- формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
- воспитание доброжелательности отзывчивости к миру растений, бережного отношения к природе.
(Слайд 6) Для успешного решения поставленных задач использовались опыты и экспериментирование, в ходе которых дети могли увидеть, как растения впитывают воду.
Опыт и экспериментирование не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе.
Демонстрация моделей и работа с ними помогла детям научиться выделять существенные признаки представителей растительного мира, устанавливать причинно-следственные связи.
3. задачи третьего этапа: (слайд 7)
- уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной трудовой деятельности;
- формирование правильного поведения в природе;
- воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
- закрепление полученных знаний в продуктивной деятельности.
Для решения поставленных задач была организована совместная трудовая деятельность,проводились дидактические игры: (слайд 8)
«Зеленая аптека», «Больничка для растений», «Листопад», «Угадай, чей лист».«Что будет, если?» (Цель: знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивать умения делать выводы и умозаключения.); «Деревья» (Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, учиться объединять растения по сходству: учим находить «бабушку», «дедушку» - это взрослые деревья, «сестер», «деток» - молодая поросль, а потом среди похожих находить отличия (старые, маленькие, толстые, высокие).
Закреплялись практические навыки путем знакомства с работой взрослых на огороде, расположенных на территории ДОУ.
Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали педагоги совместно с родителями воспитанников.
Подобраны тематические дидактические игры, иллюстрации по теме растения.
Уголок художественно - творческой деятельности пополнен раскрасками.
В книжный уголок подобран большой материал о растениях (стихи, рассказы, поговорки, загадки).
Все пособия включались в предметно-развивающую среду по мере усвоения детьми программного материала.
(Слайд 9) Особая роль при ознакомлении детей с миром растений была отведена музыке. С удовольствием слушали произведения о природе, передавали образы растений в музыкально - ритмических танцевальных движениях. (Е. А. Курячий. «Ягодки Рябинки», И. П. Чайковский «Вальс цветов», Е. Зарицкой «Мир волшебных цветов», «Деревья», А. Комарова «Посадили деревца».)
В группе был проведен открытый просмотр по познавательному развитию «День рождения рябины».
Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно - творческой деятельности («Одуванчик», «Открытка для рябины», «Осеннее дерево» в разных техниках, «Поздний урожай яблок», «Листья в технике «оттиск»).
(Слайд 10) Анализируя результаты проведенной работы,можно сделать следующие выводы:
- дети значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах деятельности;
- воспитанники освоили элементарные навыки ухода за растениями;
- значительно повысился интерес к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности, к растениям.
Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей с детьми, грамотно выстроенная работа по формированию у детей интереса и бережного отношения к миру растений, сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребенка.
- Мне нравится (1)