Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников

Козырева Надежда Петровна

 

Козырева Н. П., воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Фонарик»

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать на данный момент приходится по-новому. Образование стало в числе первых учреждений, где нужно было направлять и перестраивать взаимодействия всех участников этого процесса.  Деятельность педагога переформатировалась, разнообразив традиционные формы работы с детьми и родителями дистанционными образовательными технологиями. Согласно конституции РФ и другим нормативным документам таких, как, статья 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18, ч. 1).

Исходя из ситуации, мы понимаем, что дистанционные образовательные технологии будут хорошим помощником во взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников нашего учреждения. Ориентируясь на сотрудничество и взаимодействие с родителями, мы можем решать такие задачи, как: 1. Вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ. 2. Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей. 2. Развивать детей в игре опираясь на имеющийся у них опыт, помогать детям через игру выстраивать представления об окружающей действительности. 3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи. 4. Формировать элементарные представления о людях (дети и взрослые), об окружающем мире, научить ребенка ориентироваться в нем.  5. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, личностные качества ребенка.

Используем традиционные формы работы с родителями беседы, консультации. Мы уделяем особое внимание созданию информационно-образовательной среды. Между воспитателями и родителями проходит общение через мобильные приложения VIBER и WHATSAPP, где мы размещаем различные памятки, документы, проводим консультации для родителей, создали опросники-анкеты и т. д. В созданных группах, где зарегистрированы практически все родители, решаются различные вопросы, туда же вход совместная работа по социально-коммуникативному развитию детей. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. В беседе с родителями мы пришли к выводу, что для лучшей адаптации и развития социально-коммуникативных навыков у детей, хорошо будет использовать интернет технологии, наше сотрудничество с родителями и взаимная работа происходит так; мы получали фотоотчет о проделанной работе родителей, например, мама учит ребенка запоминать свою обувь и ставить ее на место. Учат одеваться, умываться, получаются забавные фотографии. Так же родители говорили с ребенком о цвете и предмете, его назначения. Интересный отчет прислала мама, как они собирали урожай яблок и складывали в корзину, ребенок услышал новое слово «корзина», так же родители рассказали, как они знакомили ребенка с ППД т.е., ребенок ждал команды, когда идти, когда стоять, обращали его внимания на светофор, его цвета и т.д. В свою очередь мы присылала родителям видеозаписи о том, как дети общаются между собой, играют, стараются уступить игрушку другому или учатся не отбирать её, а просить, учатся говорить «спасибо», делится чем-либо. Родителям понравилось общение в таком формате, было предложено ими продолжать так же сотрудничать, они, осознавая важность развития ребенка уделяли больше внимания каким-то конкретным навыкам, моментам, многие увидели свои «пробелы». Такое взаимодействие с родителями очень помогает социально-коммуникативному развитию детей. Ведется эффективная работа по созданию атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, проявление заинтересованности коллектива и детского сада.

Таким образом, на сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Взаимодействие ДОУ и семьи является одним из ключевых моментов в коммуникативном развитии личности ребенка. Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога и по-другому оценивают работу воспитателя. Совместное сотрудничество родителей и педагога – эта идеальное формирование и воспитание ребенка.

 

Используемая литература:

  1. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 178 с
  2. Конституция РФ, ст.38, ч. 2, Семейный кодекс РФ ст. 63, ч. 1.