ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (формирование духовно-нравственных качеств в детском саду)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(формирование духовно-нравственных качеств в детском саду)
О.А. Смагина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка» Тамбовская обл., г. Мичуринск
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой |
В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей.
Вечные ценности: добро, истина, красота – постепенно отводятся на задний план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как семья, любовь, дружба, ослабление воспитательных функций семьи. Повсюду царит вседозволенность и на экранах наших телевизоров, в сети интернет, и в публикациях массовой информации. Эта вседозволенность все чаще перешагивает ограду школьных дворов. Мы видим курящих и ругающихся непотребными словами подростков не только на улицах, но и в стенах самой школы. Мы растим детей и не замечаем, что с каждым днем в них убавляется жизнь, они становятся все более безжизненными. В каждом маленьком человечке теплится душа, ответ за которую несем мы – родители, педагоги, воспитатели. Мы можем не молчать, мы можем не бездействовать, мы можем набраться терпения и собрать всю любовь, милосердие, ответственность, чтобы оградить самых беззащитных – наших детей. Даже в самом испорченном ребенке находится ангельская душа.
Дошкольный период наиболее гибкий, благоприятный в формировании духовно-нравственного воспитания. Детство - это время всестороннего развития человека: легче формировать душевные и телесные качества, знания об окружающем мире, нравственные привычки.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду следует проводить комплексно. На каждом занятии педагог может вести наблюдения за детьми корректировать их поведение.
Можно выделить несколько направлений работы по духовно-нравственному воспитанию детей:
- Духовно образовательные (занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций).
- Культурно-познавательные (праздники, игры, целевые прогулки, экскурсии).
- Нравственно-трудовые (труд в групповой комнате и на участке).
- Работа с родителями (беседы, консультации, анкетирование).
Каждый педагог должен четко представлять цели духовно-нравственного воспитания, это прежде всего сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Также педагог должен дать ребенку первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье, о крестьянском образе жизни человека и стремится возродить традиции семейного воспитания.
Чтение произведений художественной литературы и русских народных сказок одна из главных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Анализируя поведение и поступки героев, дети учатся различать хорошее и плохое, доброе и злое.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду невозможно без развития творческого потенциала, художественных способностей, когда дети не только слушают и беседуют, но и сами что-то мастерят, лепят. При правильном и полноценном развитии духовно-нравственных чувств необходимо способствовать обучению и освоению различных видов художественной деятельности.
Привитие духовно-нравственных чувств у дошкольников невозможно без проведения музыкальных развлечений, праздников, таких как: «Праздник осени», «День матери», «Масленица», «Пасха», «9 мая» и др. Дети не только разучивают песни, стихи, принимают активное участие в играх и развлечениях, но и узнают много нового о традициях празднования, у детей формируется любовь ко всему родному, проявляется чувство патриотизма, уважение к старшим, чувство взаимовыручки, товарищества, смелости, стремление совершать добрые дела, умение переживать за других.
У ребенка с дошкольного возраста развивается чувство гражданской принадлежности, формируются нравственно-моральные представления, мотивы, нормы и правила поведения. Дети узнают о жизни православных святых, которые любили Русь и защищали ее.
Осуществлению целей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников помогает проведение игровых ситуаций как во время занятий, так и в повседневной жизни детей. Игровые ситуации: «Товарищ в беде», «Пожадничал, значит остался без друзей» и др. развивают у детей такие качества как милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь, желание делиться и умение договариваться. Дети становятся добрее друг к другу и к окружающим.
Разыгрывая такие ситуации, дети не только воспринимают какую- то информацию, но и могут понять чувства и переживания другого человека. В душе ребенка пробуждаются такие качества, как совесть, честность.
Во время проведения сюжетно-ролевых игр, таких как «Столовая», «Парикмахерская», «В магазине» и др. дети не только проводят интересно время, но и учатся вежливому поведению и общению, формируются дружеские отношения между детьми, интерес и уважение к людям разных профессий, пробуждается желание трудиться и испытывать от этого радость. Сюжетно-ролевые игры помогают детям анализировать свои поступки и поступки других.
Духовно-нравственное чувство формируется у детей через познание природы. У детей воспитывается бережное отношение к природе и окружающему миру. С этой целью необходимо чаще проводить экскурсии, целевые прогулки, на которых дети могут наблюдать за сезонными изменениями, красотой живой и неживой природы. В результате такой работы у детей пробуждаются гуманные чувства, желание с уважением относиться к природе и беречь ее. Изготовление коллективных поделок из природного материала способствует укреплению дружеских отношений, уважению к чужой работе.
В работе с детьми нельзя обойтись без дидактических и подвижных игр. Умело подбирая игры по темам, педагог может решать проблемы нравственного развития дошкольников.
В современном мире наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как семья, любовь, уважение между членами семьи. Семья должна являться примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям. Педагог должен донести до каждого родителя о роли семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, о пользе и вреде сети интернет, телевизионных передач и др. Необходимо напоминать родителям о семейных ценностях и традициях, проводить совместные выставки родителей и детей. Наша цель довести до сознания родителей, что семья – это главный наставник в развитии духовно-нравственного воспитания, а мы педагоги можем помочь, направить, подтолкнуть.
Дидактические игры для детей с духовно-нравственным содержанием.
Дидактическая игра «Час желаний».
Цель: развивать речь детей, коммуникативные навыки, воспитывать миролюбие, желание быть добрым, любовь друг к другу.
Игровые действия: дети, стоя в кругу, передают друг другу цветок по очереди, при этом высказывают свои пожелания рядом стоящему ребенку. Например: «Желаю быть тебе красивой» и т.д.
Оборудование: цветок.
Дидактическая игра «Выбирай добро».
Цель: учить детей уметь отличать добрые поступки от злых, воспитывать желание к стремлению стать добрее к окружающим.
Игровые действия: дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель называет по очереди добрые или злые слова, поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, добрые поступки, то дети показывают улыбающееся лицо. Если слово обозначает зло, то дети топают ногой.
Оборудование: кружки из картона с улыбающимся лицом.
Литература
1 Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России. – М.: Дошкольное воспитание, 2004 – 13 с.
2 Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Дошкольное воспитание, 2004 – 14 с.
3 Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. – М., 2006 – 125 с.
4 Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А. М. Виноградовой. Изд. 2-е, исправл.и доп. – М. Просвещение., 1989 – 96 с.