«Роль игры в развитии ребенка»

Тихонова Светлана Владимировна

Статья «Роль игры в развитии ребенка»

Автор: Тихонова Светлана Владимировна

Самое главное в работе педагога с дошкольником — это правильно подобранная система развивающего обучения. Сегодня дети как никогда активны и энергичны, требуют к себе повышенного внимания, а значит, нуждаются в особом подходе.

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей. 

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.

Педагоги заботятся о своих подопечных, поэтому придумывают различные игры для детей, создают необыкновенные поделки и даже ставят мини-спектакли — всё это ради того, чтобы дошкольники наслаждались самым лучшим и беззаботным временем в их жизни — детством.

Существует не так много критериев, которые помогают установить правильный контакт с ребенком и заинтересовать его. Самое важное — это организация пространства. Каждый педагог знает, что для ребенка очень важно всё проверить и потрогать, именно поэтому все игры, игрушки, книги должны находиться в доступном для малыша месте. В противном случае, он просто не обратит на них внимание.

Ребёнок лучше всего воспринимает информацию через игру. Малыш не станет слушать долгие объяснения, он быстро потеряет интерес к тому, что ему пытаются сказать. Именно поэтому для ребенка дошкольного возраста игра — это лучшее средство к познанию мира и изучению. Никакие онлайн-занятия по рисованию, гимнастике или музыке не заменят личного контакта. Педагоги об этом знают, поэтому стараются придумывать как можно больше новых идей для создания игры. Человеческое общение не сравнится с обучением ребенка через планшет. Педагоги способны привлечь внимание малыша любыми подручными средствами, даже если рядом нет игрушек. У них отлично развито воображение, поэтому создать игру можно будет абсолютно из любых подручных средств — бумага, соль, мука, краски — всё, что угодно.

Так же уже с малых лет дети должны понемногу учиться читать. Если раньше приходить в 1 класс и уметь читать было необязательно, то сейчас навыки чтения должны быть привиты ребенку уже с раннего детства. Детям трудно, по началу не нравится, однако, именно педагог может поспособствовать заинтересованности дошкольника в чтении — всё обсуждать, изучать картинки, развивать у ребенка во время чтения воображение. Только тогда у малыша исчезнет страх перед книгой и появится любопытство, которое поможет развить навыки чтения.

Ну и, конечно, самое любимое у детей — это возможность заниматься физическими активностями. Большое пространство, площадка приносят ребенку невероятное удовольствие. Чтобы выплеснуть всю накопившуюся энергию после усердных занятий чтением, да и просто нахождением в закрытом помещении, важно провести с дошколятами зарядку. Так же можно организовать с детьми различные игры на свежем воздухе, провести квесты и спортивные эстафеты, чтобы они больше взаимодействовали друг с другом. Придумать, что вы все вместе отправляетесь в поход или же выполняете важную операцию. Очень важно развивать воображение у ребенка, чтобы в будущем это помогало ему в школе.

Вот такие вот несложные занятия на досуге с ребенком будут развивать его и прививать любовь к занятиям через игру, музыку, рисование. Важно так же помнить, что залог хорошего настроения дошкольника, как любого человека, — это здоровый сон. Так же важно соблюдать режим, тогда ребенок будет бодрым, веселым и готовым к новым открытиям.

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

 

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaroligrytihonova.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Роль игры в развитие ребенка»

Автор: Тихонова Светлана Владимировна

Самое главное в работе педагога с дошкольником — это правильно подобранная система развивающего обучения. Сегодня дети как никогда активны и энергичны, требуют к себе повышенного внимания, а значит, нуждаются в особом подходе.

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей. 

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.

Педагоги заботятся о своих подопечных, поэтому придумывают различные игры для детей, создают необыкновенные поделки и даже ставят мини-спектакли — всё это ради того, чтобы дошкольники наслаждались самым лучшим и беззаботным временем в их жизни — детством.

Существует не так много критериев, которые помогают установить правильный контакт с ребенком и заинтересовать его. Самое важное — это организация пространства. Каждый педагог знает, что для ребенка очень важно всё проверить и потрогать, именно поэтому все игры, игрушки, книги должны находиться в доступном для малыша месте. В противном случае, он просто не обратит на них внимание.

Ребёнок лучше всего воспринимает информацию через игру. Малыш не станет слушать долгие объяснения, он быстро потеряет интерес к тому, что ему пытаются сказать. Именно поэтому для ребенка дошкольного возраста игра — это лучшее средство к познанию мира и изучению. Никакие онлайн-занятия по рисованию, гимнастике или музыке не заменят личного контакта. Педагоги об этом знают, поэтому стараются придумывать как можно больше новых идей для создания игры. Человеческое общение не сравнится с обучением ребенка через планшет. Педагоги способны привлечь внимание малыша любыми подручными средствами, даже если рядом нет игрушек. У них отлично развито воображение, поэтому создать игру можно будет абсолютно из любых подручных средств — бумага, соль, мука, краски — всё, что угодно.

Так же уже с малых лет дети должны понемногу учиться читать. Если раньше приходить в 1 класс и уметь читать было необязательно, то сейчас навыки чтения должны быть привиты ребенку уже с раннего детства. Детям трудно, по началу не нравится, однако, именно педагог может поспособствовать заинтересованности дошкольника в чтении — всё обсуждать, изучать картинки, развивать у ребенка во время чтения воображение. Только тогда у малыша исчезнет страх перед книгой и появится любопытство, которое поможет развить навыки чтения.

Ну и, конечно, самое любимое у детей — это возможность заниматься физическими активностями. Большое пространство, площадка приносят ребенку невероятное удовольствие. Чтобы выплеснуть всю накопившуюся энергию после усердных занятий чтением, да и просто нахождением в закрытом помещении, важно провести с дошколятами зарядку. Так же можно организовать с детьми различные игры на свежем воздухе, провести квесты и спортивные эстафеты, чтобы они больше взаимодействовали друг с другом. Придумать, что вы все вместе отправляетесь в поход или же выполняете важную операцию. Очень важно развивать воображение у ребенка, чтобы в будущем это помогало ему в школе.

Вот такие вот несложные занятия на досуге с ребенком будут развивать его и прививать любовь к занятиям через игру, музыку, рисование. Важно так же помнить, что залог хорошего настроения дошкольника, как любого человека, — это здоровый сон. Так же важно соблюдать режим, тогда ребенок будет бодрым, веселым и готовым к новым открытиям.

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.