Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в прошлое «простого» карандаша»
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
с элементами ТРИЗ в старшей группе
«Путешествие в прошлое «простого» карандаша»
Подготовил:
Слепова Марьям Хадеровна
воспитатель высшей кв. категории
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Тема: «Путешествие в прошлое «простого» карандаша»
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;
Закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
Развивать творческую активность детей;
Развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
Оказывать помощь при ответах на вопросы;
Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.
Предварительная работа:
1. Создание коллекции карандашей;
2. Рисование на свободную тему «простым» и цветными карандашами.
Интеграция:
Образовательная область «Социализация»: игра «Хорошо, плохо» (анализировать, мыслить)
Образовательная область «Художественное творчество»:
(развитие творчества, замысла, воплощать и отображать задуманное в рисунке)
Образовательная область «Физическая культура»: (соотносить движения с текстом)
Оборудование:
1.Набор цветных карандашей; простые карандаши; восковые карандаши, точилки, ластики.
2. Карты наблюдений (по количеству детей)
3.Различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, палочки от мороженого.
4. Угольки (по количеству детей), влажные салфетки
5. Мнемотаблицы
6. Ноутбук. Мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в прошлое карандаша»
7. Смайлики
8. Магнитная доска
9. «Чудесный слоник» (волшебный мешочек)
Методические приемы:
-Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?
- Динамическая пауза;
- Беседа с детьми «Как и чем, рисовали древние люди?»;
- Упражнение «Наскальные рисунки»;
- Рассказ воспитателя «История о создании карандаша»;
- Практическая работа «Рубашка для графита»;
- Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;
- Игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия - ТРИЗ);
- Гимнастика для глаз с карандашом;
- Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии - ТРИЗ);
- Рассматривание коллекции простых карандашей;
- Анализ занятия.
Ход работы:
1.Мотивационно – ориентировочный этап
Дети и воспитатель встают в круг.
Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Палочки волшебные в руки я беру.
Ими нарисую я все, что захочу.
Домик, речку и грибочки,
Солнце, небо и цветочки.
Нравятся мне палочки, палочки такие.
Сверху деревянные, а внутри цветные.
- А вот о том, правильно ли вы отгадали загадку или нет, мы с вами проверим с помощью «Чудесного слоника». Ну, кто самый смелый? Кто сможет определить на ощупь, что находится внутри нашего «Чудесного слоника»? Это карандаш. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.
Воспитатель раздаёт детям по одному карандашу.
Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?
Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке? (Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой)
2. Поисковый этап:
Игра «Хорошо, плохо» ТРИЗ (Зачем нам нужны карандаши?)
Дети высказываются и возвращают свои карандаши воспитателю
Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш.
Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие: «В прошлое карандаша».
3. Практический этап:
Динамическая пауза.
По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.
Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
(Презентация, показ слайдов)
- Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.
Дети рассматривают наскальные рисунки.
- Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.
Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки?
Подойдите к столу, что вы на нём видите? Это уголь, то, что осталось от сгоревших в костре веток.
Возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать.
(Дети рисуют углем)
- Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.
Динамическая пауза:
По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.
Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
(Презентация, показ слайдов « Овечки»)
- Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?
Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи, когда пасли овец, увидели на земле, что- то темное и твердое. Они взяли его в руки и увидели, что оно оставляет следы на ладонях. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.
Назвали это вещество - графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать.
(Презентация, показ слайдов)
Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так.
Практическая работа.
Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженого. Дети выбирают материал и выполняют работу.
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш)
Давайте поиграем с карандашом.
Физминутка: «Веселая гимнастика с карандашом» (Разучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблиц)
(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш.
Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. (Аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи символов).
Опыт 1 - Из чего состоит карандаш? Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе.
Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.
Опыт 2 - Твердый или мягкий карандаш.
Опыт 3 - Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.
Опыт 4 - Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).
Вывод: карандаш может менять свой размер
Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?» Дети отвечают, опираясь на результаты карты - наблюдений.
- Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Найди меня» (гимнастика для глаз «Найди взглядом карандаш»)
- Мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Давайте подумаем, как можно его изменить, сделать лучше и удобнее.
Игровое упражнение «Изобретатель»
ТРИЗ: новые идеи появляются в результате соединения двух вещей.
Возможные варианты: карандаш +линейка; карандаш +ручка; карандаш +ластик; карандаш + точилка (показ слайдов)
Мы поняли, что существуют простые карандаши, которые легко использовать.
Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Карандаш стал универсальным. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Как вы думаете почему? Чтобы сберечь живую природу.
Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Вскоре был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.
Я собрала коллекцию карандашей и хочу ее вам показать. (Дети рассматривают коллекцию карандашей).
4. Рефлексивно–оценочный этап:
А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад давайте опять встанем в круг:
Вправо, влево повернулись,
В детский сад назад вернулись.
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? (Игра «По кругу» ТРИЗ)
А теперь возьмите карандаш и прикрепите его возле смайлика с улыбкой, если вам наше путешествие понравилось. Возле грустного смайлика, если нет.
5. Последующая работа:
Спасибо вам ребята за работу. Сегодня вы все хорошо потрудились. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии вот эти «непростые» простые карандаши. С их помощью вы нарисуете наше путешествие и подарите ребятам из младшей группы, с которыми вместе раскрасите свои рисунки, превратив их в настоящие картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_puteshestvie_v_proshloe_prostogo_karandasha.docx | 604.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Кантемирова Ольга Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
структурное подразделение «Детский сад»
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
с элементами ТРИЗ в старшей группе
«Путешествие в прошлое «простого» карандаша»
Подготовил:
Кантемирова Ольга Сергеевна,
воспитатель первой кв. категории
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».
Тема: «Путешествие в прошлое «простого» карандаша»
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;
Закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.
Развивающие:
Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
Развивать творческую активность детей;
Развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
Воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, добиваться полных ответов;
Оказывать помощь при ответах на вопросы;
Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.
Предварительная работа:
1. Создание коллекции карандашей;
2. Рисование на свободную тему «простым» и цветными карандашами.
Интеграция:
Образовательная область «Социализация»: игра «Хорошо, плохо» (анализировать, мыслить)
Образовательная область «Художественное творчество»:
(развитие творчества, замысла, воплощать и отображать задуманное в рисунке)
Образовательная область «Физическая культура»: (соотносить движения с текстом)
Оборудование:
1.Набор цветных карандашей; простые карандаши; восковые карандаши, точилки, ластики.
2. Карты наблюдений (по количеству детей)
3.Различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, палочки от мороженого.
4. Угольки (по количеству детей), влажные салфетки
5. Мнемотаблицы
6. Ноутбук. Мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в прошлое карандаша»
7. Смайлики
8. Магнитная доска
9. «Чудесный слоник» (волшебный мешочек)
Методические приемы:
-Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?
- Динамическая пауза;
- Беседа с детьми «Как и чем, рисовали древние люди?»;
- Упражнение «Наскальные рисунки»;
- Рассказ воспитателя «История о создании карандаша»;
- Практическая работа «Рубашка для графита»;
- Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;
- Игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия - ТРИЗ);
- Гимнастика для глаз с карандашом;
- Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии - ТРИЗ);
- Рассматривание коллекции простых карандашей;
- Анализ занятия.
Ход работы:
1.Мотивационно – ориентировочный этап
Дети и воспитатель встают в круг.
Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Палочки волшебные в руки я беру.
Ими нарисую я все, что захочу.
Домик, речку и грибочки,
Солнце, небо и цветочки.
Нравятся мне палочки, палочки такие.
Сверху деревянные, а внутри цветные.
- А вот о том, правильно ли вы отгадали загадку или нет, мы с вами проверим с помощью «Чудесного слоника». Ну, кто самый смелый? Кто сможет определить на ощупь, что находится внутри нашего «Чудесного слоника»? Это карандаш. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.
Воспитатель раздаёт детям по одному карандашу.
Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?
Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке? (Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой)
2. Поисковый этап:
Игра «Хорошо, плохо» ТРИЗ (Зачем нам нужны карандаши?)
Дети высказываются и возвращают свои карандаши воспитателю
Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш.
Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие: «В прошлое карандаша».
3. Практический этап:
Динамическая пауза.
По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.
Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
(Презентация, показ слайдов)
- Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.
Дети рассматривают наскальные рисунки.
- Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древние люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.
Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки?
Подойдите к столу, что вы на нём видите? Это уголь, то, что осталось от сгоревших в костре веток.
Возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать.
(Дети рисуют углем)
- Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.
Динамическая пауза:
По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.
Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
(Презентация, показ слайдов « Овечки»)
- Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?
Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи, когда пасли овец, увидели на земле, что- то темное и твердое. Они взяли его в руки и увидели, что оно оставляет следы на ладонях. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.
Назвали это вещество - графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать.
(Презентация, показ слайдов)
Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли именно так.
Практическая работа.
Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженого. Дети выбирают материал и выполняют работу.
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш)
Давайте поиграем с карандашом.
Физминутка: «Веселая гимнастика с карандашом» (Разучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемотаблиц)
(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш.
Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. (Аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи символов).
Опыт 1 - Из чего состоит карандаш? Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе.
Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.
Опыт 2 - Твердый или мягкий карандаш.
Опыт 3 - Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.
Опыт 4 - Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).
Вывод: карандаш может менять свой размер
Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?» Дети отвечают, опираясь на результаты карты - наблюдений.
- Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Найди меня» (гимнастика для глаз «Найди взглядом карандаш»)
- Мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Давайте подумаем, как можно его изменить, сделать лучше и удобнее.
Игровое упражнение «Изобретатель»
ТРИЗ: новые идеи появляются в результате соединения двух вещей.
Возможные варианты: карандаш +линейка; карандаш +ручка; карандаш +ластик; карандаш + точилка (показ слайдов)
Мы поняли, что существуют простые карандаши, которые легко использовать.
Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Карандаш стал универсальным. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Как вы думаете почему? Чтобы сберечь живую природу.
Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Вскоре был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.
Я собрала коллекцию карандашей и хочу ее вам показать. (Дети рассматривают коллекцию карандашей).
4. Рефлексивно–оценочный этап:
А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад давайте опять встанем в круг:
Вправо, влево повернулись,
В детский сад назад вернулись.
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего? (Игра «По кругу» ТРИЗ)
А теперь возьмите карандаш и прикрепите его возле смайлика с улыбкой, если вам наше путешествие понравилось. Возле грустного смайлика, если нет.
5. Последующая работа:
Спасибо вам ребята за работу. Сегодня вы все хорошо потрудились. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии вот эти «непростые» простые карандаши. С их помощью вы нарисуете наше путешествие и подарите ребятам из младшей группы, с которыми вместе раскрасите свои рисунки, превратив их в настоящие картины.