Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе.

Клоченко Галина Павловна

      Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до двадцати. Но как показывает  практика с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, чтению, математике, учителю трудно работать. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны, неусидчивы, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками. Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями, а не от знания букв и цифр, навыков чтения и счета.

 В формирование нравственных качеств и развитие детей на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т.е. знания умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества - доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе (в том числе в будущем школьном коллективе) по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это и составляет суть культуры.

Поэтому, если ребенок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры, происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

     Поэтому возникает необходимость в разработке таких методик нравственного воспитания, которые должны быть ориентированы на развитие у ребенка способности культивировать в себе общественно полезные и ценные свойства и самостоятельно преодолевать то, что этому препятствует.

    На наш взгляд, нравственное воспитание может стать поистине эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребенка – в определенной последовательности – основных элементов этого механизма, который включает в себя следующее:

     Чувства гордости, т.е. представления о своих достоинствах и недостатках. Оно способно стимулировать или тормозить процесс саморазвития личности. Гордость – ключ к регулированию темпов индивидуального развития. Чувство гордости впервые обнаруживается у ребенка как заявление «Я сам»  и формируется  где то, начиная с 2,5 до 3 лет. В тоже время от взрослых зависит, какой уровень гордости сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный.

        Заниженная гордость формируется тогда, когда ребенка постоянно ругают, одергивают, предупреждают его возможные действия. («не наступи в лужу»; «Обойди  яму»; «не забудь поздороваться» и т.п.). Заниженная гордость означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Отсюда медлительность в развитии: боясь осуждения других, ребенок включается в деятельность не сразу, долго обдумывает предстоящее действие.

         Нормальная гордость формируется тогда, когда ребенка хвалят только за его собственные достижения. Этот тип гордости означает: у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках. Именно нормально развитая гордость является действенным стимулом последующего саморазвития личности.

          Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все – начиная от успехов, достигнутых в результате собственных усилий, и кончая похвалой за модную одежду, красивую игрушку и т.п. Этот тип гордости - самый сложный с точки зрения развития личности, так как он лишает ребенка стимула к развитию, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других. Такие дети, как правило, трудноуправляемы, нередко агрессивны, почти неспособны к работе над собой.

          Поскольку чувство гордости вырабатывается с помощью похвалы за соответствие поведения детей требованиям взрослых, последние должны избегать как недооценки успехов своих воспитанников, так и их переоценки.

       Чувство стыда  его основы закладываются в возрасте 4-4,5 лет до 6-7 лет, а потом развиваются в течение всей жизни.  Сформированность этого чувства выражается в том, что ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

      Чувство совести, т.е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Обычно ребенок оказывается способен к этому примерно в 5 лет, правда, как правило, при умелом воспитательном воздействии взрослых.

   Примерно в этом же возрасте начинает формироваться чувство долга перед  другими и самим собой.  Ребенок должен постепенно подойти к осознанию и пониманию своей зависимости от окружающих людей и обстоятельств, а также научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.

 На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет, у ребенка вырабатывается чувство ответственности, т.е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

   Таким образом, в дошкольном детстве необходимо – совместными усилиями педагогов и родителей – формировать у детей такие качества,  как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

 В ребенке необходимо воспитывать нормы взаимодействия, которые соответствуют перечисленным типам отношений:

 В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребенка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

   В отношениях со сверстниками – это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

  В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребенка элементарного  уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

 Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребенок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает:  адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.

 Взрослые в общении с ребенком должны руководствоваться рядом принципов:

Уважение в ребенке Человека, т.е. учет его индивидуальности, вера в него и всесторонняя поддержка.

Убежденность в том, что все дети талантливы: нет неталантливых детей, а есть те, которые пока еще не нашли себя. Каждый ребенок неповторим и прекрасен. Необходимо учить ребенка верить в свои силы, осознавать свои возможности, помогать войти в более широкий мир и отстаивать свое право на самостоятельность.

Вера в себя: если у ребенка что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое должно получиться лучше –это «что-то» нужно искать. При общении с ребенком надо стараться оберегать его положительное отношение к самому себе. В случае неудачи они подбадривают ребенка, внушают ему уверенность в своих силах.

Успех рождает успех. Основная задача – создать для ребенка ситуацию успеха, прежде всего для недостаточно подготовленного ребенка: важно дать ребенку почувствовать, что он не хуже других.

Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого материала и индивидуальное развитие.

   Каждому из нас,  необходимо  с ребенком установить душевную связь. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Взрослый, который, не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает - переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».