Педагогическое эссе
Эссе
Традиции и новации в содержании дошкольного образования
Мое дошкольное детство пришлось на 80-е годы 20 века. Я ходила в обыкновенный детский сад. Тогда я не могла оценить ни педагогический подход, ни содержание получаемых мною знаний. Ярко запомнилось то, что детей в группе было много, были оплеухи и крики. Приходилось носить кровать и матрас из кладовой. Родители в большинстве своем, с уважением относились к воспитателям, боялись перечить. Из своего детства я вынесла стойкое отвращение к детскому саду, настолько сильное, что придя в 17 лет (в 1997 году) на практику испытала чувство тошнотворности, только почувствовав запах каши. Местная нянечка так щедро раздавала шлепки, что я вместе с сокурсницей вжалась в банкетку, ожидая удара за сказанное невзначай слово.
В 2000 году я вышла на работу в свой первый сад. Тогда я проработала там один год. Из положительных аспектов могу отметить то, что в детском саду был уголок природы, растения и животные. Также функционировал театральный кружок. В остальном все было достаточно уныло. Воспитатели были совершенно не заинтересованы в своей работе. Оснащение группы было достаточно скудное. Основной программой, по которой работал детский сад, была «От рождения до школы». Конечно, никаких новаций или традиций я за этот год для себя не отметила, ушла с этой работы и как в тот период полагала и из профессии.
В 2011 году родился мой сын, а в 2013 году мы вместе с ним пошли в сад, Игорь в ясли, а я на работу.
Я была несказанно рада, что традиция шлепков и оплеух канула в лету. Теперь вокруг себя я вижу энергичных и заинтересованных своей работой воспитателей. Весь педагогический коллектив детского сада беспрестанно повышает свою квалификацию. Теперь воспитатель – это обслуживающий персонал и отношение родителей соответствующее.
Подход к детям стал личностно-ориентированным, взамен массового. Занятия с детьми проходят в игровой форме. Много досугов и интересных праздников (день матери, день птиц и т.д.) очень увлекательные тематические недели (неделя игры и игрушек, неделя снежных забав). Много времени отведено для изучения правил дорожного движения.
Обидно, что из детского сада «пропал» живой уголок. Теперь, что бы рассказать о комнатных растениях я должна показывать фото, то же самое с животными и рыбками. Видимо эта мера вынужденная, очень много аллергиков. Зато в некоторых садах есть интерактивные доски, проекторы. Воспитатели, педагоги имеют больше ресурсов для демонстрации наглядности.
Традиционными остались режимные моменты, проведение утренников, посвященных празднованию нового года, восьмого марта и т.д. Соответствие режима дня для каждой из возрастных групп. Родительские собрания тоже имеют место быть.
Федеральный государственный стандарт – это, пожалуй, одна и важнейших новаций в образовательной сфере. В нем прописаны основные правила и требования.
Сменяются поколения, эпохи, политические лидеры. В конце концов, изменилась страна и дошкольное образование не должно стоять на месте. Нельзя не отметить, что компьютер и интернет прочно вошли в систему дошкольного образования.
Те два месяца проведенные мною и всей страной на «удаленке» показали, что детям дошкольного возраста для гармоничного развития просто необходимо живое общение со сверстниками и воспитателями. Никакой экран компьютера не сделает ребенка счастливым без полноценного человеческого общения. Какие бы новации не приходили бы в детский сад, ребенок все равно остается ребенком. Детям нужна забота и внимание со стороны взрослых. Воспитатель должен оставаться чутким и терпимым. Видеть уникальность в каждом своем воспитаннике. Пожалуй для меня это главная традиция и новация одновременно.