Эти важные мелочи...
Эти важные мелочи...
(Что я считаю важным в своей работе)
Эссе
Каждый педагог в течение своей педагогической деятельности сам определяет свои приоритеты, свое педагогическое кредо. Существует немало великих и знаменитых педагогов, которые сказали свое веское слово в педагогической науке. Мне очень близка позиция Яноша Корчака, который говорил: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понимать, расхищаются годы и годы жизни». Перекликаются с этим высказыванием и слова другого великого педагога и мыслителя Жан Жака Руссо: «У ребенка особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим».
Современная концепция дошкольного образования, сформулированная в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, очень близка по содержанию этим высказываниям: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «школьные рельсы», а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». Авторский коллектив программы «Детство»
Логично, что, решая основную задачу дошкольного воспитания, которая сформулирована авторами базовой программы нашего ДОУ, мы, педагоги, должны, прежде всего, создать условия для ее решения.
Одним из таких условий является создание эмоционально-комфортного состояния для каждого ребенка, потому, что именно это условие делает возможным полноценное развитие ребенка-дошкольника.
Маленький пример на тему: укладывая спать детей в сончас, я подхожу к каждому из них, говорю тихонько ласковые, успокаивающие слова, поправляю одеяльце, если необходимо, ласково прикасаюсь, глажу по головке. Во время такого контакта ребенок чувствует тепло воспитателя, его искренний интерес и доброжелательность.
Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста очень важный, можно сказать, решающий момент в том, как, какими темпами, в каком направлении идет его развитие.
Отчего зависит эмоциональное состояние ребенка в детском саду? (Конечно, не в период адаптации).
Очевидно, от настроения воспитателя, от стиля отношений /Особенно совсем маленькие/.
Во многом, от соблюдения режима жизнедеятельности, режима двигательной активности.
В некотором роде от условий, как материальных, так и развивающей среды.
Но, думается, что в основном все-таки от того, насколько реализуются его потребности и востребованы его возможности.
Поэтому, на мой взгляд, главное качество воспитателя - это внимательность. Внимательно всмотреться в каждого, вовремя заметить первые проявления способностей, интереса, активности, правильно отреагировать на первые признаки заболевания, плохого настроения, агрессивности, и т.д., и т.д., и т.д.
В нашей группе есть традиция справлять День Рожденья. Очень весело и занимательно он проходит, если в нем принимает участие какой-либо веселый персонаж. Дети очень любят такие праздники. И мне, воспитателю, они нравятся, так как дают возможность выделить каждого ребенка, каждого сделать центральной, значительной фигурой детского коллектива, каждому воздать почести.
Кроме этого, день рожденья дает возможность остальным ребятишкам выразить свое отношение к событию, получить опыт подготовки подарка и поздравления для своего товарища, т.е. сделать доброе дело для другого человека искренне, безвозмездно, порадоваться за товарища. Такие мероприятия помогают дать почувствовать каждому ребенку свою уникальность, ценность, а всем остальным обрести добрые взаимоотношения друг с другом.
Праздники и развлечения составляют большую часть нашей детсадовской жизни, самую живую, радостную, интересную и запоминающуюся.
Праздники бывают разными, и каждый ребенок может проявить себя на каком-либо из них. Спортивные, крепкие ребятишки с удовольствием принимают участие в эстафетах и спортивных играх на Спартакиадах, дети, которые больше любят театральную деятельность с удовольствием участвуют в спектаклях, дети, любящие петь чаще всего участвуют в концертных программах на День Матери, например, и т.д.
Для воспитателя очень важно определить сферу приоритетных интересов и склонностей ребенка, создать для него ситуацию успеха, вовремя утешить и успокоить в случае неудачи, чтобы из каждого своего публичного выступления ребенок извлекал только положительный, конструктивный опыт.
Конечно, воспитатель должен обладать еще и артистическим талантом. А как вы сможете заинтересовать детей сказкой, увлечь заучиванием стихотворения, провести праздник или развлечение, поучаствовать в театрализованной деятельности? И этому можно учиться. С опытом приходит многое. Воспитатель - это не совсем актер. Вернее, не только актер. Он играет на свою, хорошо ему знакомую аудиторию, поэтому он может и должен расставить акценты так, чтобы тронуть душу конкретного, «своего» ребенка.
Эта группа детей уже учится в школе, но каждого из них я помню и люблю. Надеюсь, и они меня помнят. Но даже если это и не так, то с ними, в их душах и сердцах, несомненно, отложилось все то светлое, теплое, задушевное, что было в нашей детсадовской жизни.
В наше время воспитателем работать очень сложно: с каждым годом возрастают психологические нагрузки, материальное вознаграждение за наш труд минимальное, социальный статус воспитателя детского сада очень и очень низкий.
Чтобы работать воспитателем и получать радость от жизни, эта работа должна быть призванием. Мне повезло в этом смысле.