Эти важные мелочи...

Майер Ирина Сергеевна

Эти важные мелочи...

(Что я считаю важным в своей работе)

Эссе

Каждый педагог в течение своей педагогической деятельности сам оп­ределяет свои приоритеты, свое педагогическое кредо. Существует немало великих и знаменитых педагогов, которые сказали свое веское слово в педа­гогической науке. Мне очень близка позиция Яноша Корчака, который гово­рил: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понимать, рас­хищаются годы и годы жизни». Перекликаются с этим высказыванием и сло­ва другого великого педагога и мыслителя Жан Жака Руссо: «У ребенка осо­бое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим».

Современная концепция дошкольного образования, сформулированная в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, очень близка по содержанию этим высказываниям: «Задача дошкольного воспитания со­стоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «школьные рельсы», а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». Авторский коллектив про­граммы «Детство»

Логично, что, решая основную задачу дошкольного воспитания, кото­рая сформулирована авторами базовой программы нашего ДОУ, мы, педаго­ги, должны, прежде всего, создать условия для ее решения.

Одним из таких условий является создание эмоционально-комфортного состояния для каждого ребенка, потому, что именно это условие делает воз­можным полноценное развитие ребенка-дошкольника.

Маленький пример на тему: укладывая спать детей в сончас, я подхожу к каждому из них, говорю тихонько ласковые, успокаивающие слова, по­правляю одеяльце, если необходимо, ласково прикасаюсь, глажу по головке. Во время такого контакта ребенок чувствует тепло воспитателя, его искрен­ний интерес и доброжелательность.

Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста очень важ­ный, можно сказать, решающий момент в том, как, какими темпами, в каком направлении идет его развитие.

Отчего зависит эмоциональное состояние ребенка в детском саду? (Ко­нечно, не в период адаптации).

Очевидно, от настроения воспитателя, от стиля отношений /Особенно совсем маленькие/.

Во многом, от соблюдения режима жизнедеятельности, режима двига­тельной активности.

В некотором роде от условий, как материальных, так и развивающей среды.

Но, думается, что в основном все-таки от того, насколько реализуются его потребности и востребованы его возможности.

Поэтому, на мой взгляд, главное качество воспитателя - это внима­тельность. Внимательно всмотреться в каждого, вовремя заметить первые проявления способностей, интереса, активности, правильно отреагировать на первые признаки заболевания, плохого настроения, агрессивности, и т.д., и т.д., и т.д.

В нашей группе есть традиция справлять День Рожденья. Очень весело и занимательно он проходит, если в нем принимает участие какой-либо весе­лый персонаж. Дети очень любят такие праздники. И мне, воспитателю, они нравятся, так как дают возможность выделить каждого ребенка, каждого сде­лать центральной, значительной фигурой детского коллектива, каждому воз­дать почести.

Кроме этого, день рожденья дает возможность остальным ребятишкам выразить свое отношение к событию, получить опыт подготовки подарка и поздравления для своего товарища, т.е. сделать доброе дело для другого че­ловека искренне, безвозмездно, порадоваться за товарища. Такие мероприя­тия помогают дать почувствовать каждому ребенку свою уникальность, цен­ность, а всем остальным обрести добрые взаимоотношения друг с другом.

Праздники и развлечения составляют большую часть нашей детсадов­ской жизни, самую живую, радостную, интересную и запоминающуюся.

Праздники бывают разными, и каждый ребенок может проявить себя на каком-либо из них. Спортивные, крепкие ребятишки с удовольствием принимают участие в эстафетах и спортивных играх на Спартакиадах, дети, которые больше любят театральную деятельность с удовольствием участву­ют в спектаклях, дети, любящие петь чаще всего участвуют в концертных программах на День Матери, например, и т.д.

Для воспитателя очень важно определить сферу приоритетных интере­сов и склонностей ребенка, создать для него ситуацию успеха, вовремя уте­шить и успокоить в случае неудачи, чтобы из каждого своего публичного вы­ступления ребенок извлекал только положительный, конструктивный опыт.

Конечно, воспитатель должен обладать еще и артистическим талантом. А как вы сможете заинтересовать детей сказкой, увлечь заучиванием стихо­творения, провести праздник или развлечение, поучаствовать в театрализо­ванной деятельности? И этому можно учиться. С опытом приходит многое. Воспитатель - это не совсем актер. Вернее, не только актер. Он играет на свою, хорошо ему знакомую аудиторию, поэтому он может и должен расста­вить акценты так, чтобы тронуть душу конкретного, «своего» ребенка.

Эта группа детей уже учится в школе, но каждого из них я помню и люблю. Надеюсь, и они меня помнят. Но даже если это и не так, то с ними, в их ду­шах и сердцах, несомненно, отложилось все то светлое, теплое, задушевное, что было в нашей детсадовской жизни.

В наше время воспитателем работать очень сложно: с каждым годом возрастают психологические нагрузки, материальное вознаграждение за наш труд минимальное, социальный статус воспитателя детского сада очень и очень низкий.

Чтобы работать воспитателем и получать радость от жизни, эта работа должна быть призванием. Мне повезло в этом смысле.