Советы психолога

Илюшникова Виктория Матвеевна

Предварительный просмотр:

Советы психолога

Дети сталкиваются с поражениями на разных этапах взросления. Однако обычно они не умеют проигрывать, поскольку взрослые настраивают их только на победу. В таком случае даже незначительная неудача для ребенка может превратиться в проблему. Что же делать с разочарованием, злостью, стыдом, которые появляются из-за нереализованных замыслов? Как воспитывать у ребенка умение работать над собственными неудачами, самосовершенствоваться и адекватно реагировать на поражения?

Каждый ребёнок хочет, чтобы его ценили и хвалили, в частности, родители. Поэтому переживание любых собственных неудач является для него довольно болезненным. Ребёнок дошкольного возраста может плакать, кричать и даже вести себя агрессивно.

Первой реакцией ребенка на ситуацию неудачи является протест, ведь он прилагал усилия, старался. Именно поэтому задача родителей в таком случае - научить ребенка правильно реагировать на поражения, осознавать их и преодолевать.

Обычно родители стремятся воспитывать своего ребенка победителем. Однако, иногда, ребенок ошибается, а родители не всегда готовы признать его неудачи и вместе их преодолеть.

Во время ситуаций неуспеха детей дошкольного возраста родителям следует придерживаться такой последовательности действий: предоставить возможность ребенку выразить негативные эмоции, а затем поддержать его, посочувствовать.

Основная помощь для ребёнка, который переживает неудачу, - это «проговаривание» родителями его образов, то есть принятие ими его боли и страданий. Так ребёнок понимает, что его услышали, признали его право на ошибку и на то, чтобы через нее расстраиваться. Важно, чтобы ребёнок в полной мере испытал свое разочарование. Для этого не следует его успокаивать, ругать или высмеивать.

Родителям следует учить ребёнка достигать цели, прилагать усилия, но не стоит требовать от него только лучших результатов. Независимо от ситуации ребёнок должен чувствовать, что его любят и поддерживают. Если результат работы ребёнка не оправдал ожиданий родителей, все равно стоит похвалить его за то, что он старался, работал.

Часто родители не могут найти общий язык с детьми только потому, что имеют разные типы темперамента. Если, например, отец - лидер во всех сферах, его сын не обязан быть таким же активным. И требовать этого от мальчика не стоит.

Отношение родителей к победам и поражениям ребенка

Каждому ребёнку присущ инстинкт выживания. Поскольку его выживание зависит от родителей, он пытается делать все, чтобы им нравиться, то есть становится отражением отношения родителей к нему. Если взрослые не верят в способности своего малыша, он это чувствует и становится пессимистом. В таком случае ему сложно достичь любой цели или выполнить даже простую задачу, потому что он заранее уверен, что у него ничего не получится.

Иногда родители бессознательно способствуют формированию у ребёнка комплекса «победа при любых условиях». Во время организованных соревнований родители открыто демонстрируют какое важное значение они придают победе. Ребёнок понимает, что он не может просто принять участие в игре, посоревноваться, - он должен максимально «выложиться», чтобы одержать победу для родителей. Именно поэтому поражение превращается для ребенка в трагедию, которую он может переживать в течение длительного времени. В целом игра является удачным способом помочь ребёнку овладеть навыками адекватного реагирования на ситуации успеха/неуспеха.

Чтобы ребёнок быстрее преодолел расстройство, можно предложить ему нарисовать это чувство на бумаге. Во время рисования он должен представить размер образа, его цвет, форму и тому подобное. Затем рисунок можно порвать на клочки и выбросить или уничтожить любым способом.

Итак, родителям следует учитывать, что дети перенимают их отношение как к ситуации, так и к жизни в целом, а также копируют их поведение. Особенно сложно пережить ситуацию проигрыша ребёнку дошкольного возраста, поскольку он не умеет сдерживать эмоции, не имеет навыков адекватного реагирования на поражение. Именно поэтому родителям стоит учить этому, а также высказывать поддержку, сопереживать.

Советы родителям по овладению детьми навыками адекватного реагирования на ситуацию успеха/неуспеха

- Предоставьте ребёнку возможность самостоятельно решать сложные ситуации

- Обязательно поддерживайте ребёнка чтобы он чувствовал, что вы рядом, и прислушался к вашим советам.

- Не высмеивайте неудачи ребёнка, какими мелочными они вам не казались бы. При любых обстоятельствах оставайтесь на стороне ребенка.

- Расскажите ребёнку о своих поражениях, ошибках, переживаниях, которые Вас сопровождали. Но не следует ассоциировать свои неудачи с неудачами ребенка.

- Поощряйте ребёнка к принятию позиции другого человека, к анализу собственных эмоций и т. п. Так он сможет взглянуть на себя со стороны, понять переживания других.

- Помните, что проигравший - не жертва. Не спешите утешать ребёнка - возможно, он и не собирался страдать. Лучше акцентировать внимание на том, что во время игры, соревнования, конкурса всем было весело и интересно.

- Не делайте вид, будто ничего не произошло. Если после поражения ребёнка никак на это не отреагировать, он может подумать, что произошло что-то настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить.

- Подождите, пока пройдет первое разочарование ребёнка из-за поражения. После этого предложите обсудить, что ему не удалось. Также можно проанализировать приемы, которые применяли победители.

- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, более успешными детьми или теми, кого тоже постигла неудача.

- Учите ребёнка уважать чувства других. Обязательно похвалите его, если он отличился, преуспел. Однако обратите его внимание на детей, которые проиграли и поэтому расстроились. Объясните, что не стоит перед ними гордиться своей победой, лучше подбодрить их



Предварительный просмотр:

Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка. Именно Вы, родители:

- вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;

- учите отличать добро от зла;

- жить среди сверстников.

Отношения в семье - это образец для детей, которые в ней воспитываются.

Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В дошкольном возрасте подражание подкрепляется заостренным желанием ребёнка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошо воспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!

В наше время вам, уважаемые родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени:  для систематического наблюдения за ребенком, для глубокого изучения его развития.

Педагогов  очень беспокоит дефицит родительской любви, что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка.

Симптомы этого следующие:

- ребёнок часто грустит, капризничает или без причины кричит;

- намеренно делает глупости или же просто нарушает правила;

- часто болеет.

К сожалению, случается так, что:

- вы не умеете и не признаете нужным показывать ребёнку свою любовь,

- не признаете значимость таких отношений,

- не хотите приобрести таких умений.                                   

Поэтому хочется обратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам:

- лучше понимать интересы, возможности, переживания, поступки ваших малышей;

- ставить в них требования, соответствующие их силам и возрасту.

Поймите: ребёнку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки!

Не переживайте  из-за того, что малыш забирает у вас всё свободное время.

Для развития ребёнку нужно:

Максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями!!!

Дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша.

Но чрезмерная любовь может пагубно влиять на ребёнка.

Коварная любовь - восхищение, когда:

- вы в восторге от каждого поступка малыша,

- вы не задумываетесь над их сутью и возможными последствиями.

Чтобы в семье не вырос эгоист:

- учите ребёнка замечать рядом с собой людей, у которых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следует считаться;

- будьте мудрыми с детьми;

- будьте последовательными в момент негативных детских проявлений;

- умейте взглянуть на проблему с позиции малыша;

- стройте равноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла, которыми руководят взаимное, уважение и любовь;

При таких отношениях в семье невозможно применение «родительской власти», что очень часто становится непреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи.

Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций:               

1. Поощряйте самостоятельность своего ребёнка.

2. Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации.

3. Не давайте готовых ответов - ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами.

4. Отмечайте достижения ребёнка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам.

5. Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребёнка критикой.

6. Не пытайтесь ставить перед ребёнком завышенные требования.

7. Не требуйте от своего ребёнка больше, чем от себя.

8. Помните, что для ребёнка положительный пример родителей значит больше их поучения.

9.Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры.

10. Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательности, а также о детском саде, школе.

11.Помните, после 20 мин. занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности.

12.Не проводите развивающих занятий с ребенком поздно вечером.

Помните, для продуктивной деятельности ребенку необходимо спать 10 - 12 ч. в сутки, с учетом дневного отдыха (1- 1.5год.)

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkjzu_sb_TjDOPip9vr2-KPaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic



Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.

Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно - индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Беспомощность детей - вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Педагог-психолог В.М. Илюшникова



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Причины слез.

Детская возбудимость, слезливость и эмоциональность значительно выше тех же качеств у взрослых. И это нормально, так как психика ребенка еще нестабильна. Незначительный для нас повод может стать для ребенка настоящей трагедией. Ребенок с помощью слез реагирует на все негативные моменты в его жизни, слезы для него – лишь выражение эмоций, которые он еще не научился сдерживать. Но дети также неожиданно и быстро имеют способность переключаются с плохого на хорошее, забывая о слезах.

Поэтому первое, что стоит посоветовать родителям – относитесь к детским слезам спокойнее. Чем младше ребенок, тем чаще он выражает свои негативные эмоции именно слезами.

Если вы замечаете, что ребенок плачет  слишком часто и много (хотя бы на фоне сверстников), то здесь может быть несколько причин.

В первую очередь, речь может идти о темпераменте или индивидуальных особенностях нервной системы ребенка.  Каждому из нас от природы дана слабая или сильная нервная система. Люди со слабой нервной системой и во взрослом возрасте отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью и склонностью к меланхолии.

У детей же эти особенности выражены более ярко – ребенок с первых дней жизни отличался повышенной возбудимостьюплохо спит и часто плачет. Кроме того, вы можете заметить, что ребенок болезненно реагирует на грустные эпизоды в мультфильмах, страшные сказки, плохо переносит крик и шум.

                                    Ошибки родителей

Частой ошибкой родителей является то, что они пытаются побороть слезливость такого ребенка-меланхолика, призывая его не плакать и даже иногда высмеивая слезы, особенно если речь идет о мальчике.  На деле же такое воспитание оборачивается тем, что к природной слезливости добавляется неуверенность ребенка в себе, неприятие себя.

Со временем психика ребенка укрепляется, самоконтроль развивается, и он будет все меньше плакать. Однако полезно в общении с ребенком сознательно акцентировать его внимание на хороших сторонах жизни, мягко переключать его с негативных, не позволяя «зацикливаться» на плохом надолго.

Если плаксивость у ребенка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Адаптация к детскому садику или школе, развод родителей или конфликты в семье, проблемы в отношениях со сверстниками – все эти факторы ослабляют нервную систему ребенка, делая его возбудимым.

Потому важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребенка и преодолевать ее, а не бороться со слезами, как со следствием. Нередко ребенок становится плаксивым и в период возрастных кризисов (одного года, трех и семи лет). С преодолением кризисного периода такая плаксивость обычно проходит сама собой.

Как реагировать?

Иногда детские слезы – это не выражение внутреннего напряжения или слабости, а лишь способ поведения, оказавшийся эффективным. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях ребенок начинает плакать. Если слезы всегда проявляются лишь в ситуации какого-то родительского запрета и ограничения (но, к примеру, грустный мультфильм не вызывает у ребенка слез), а плач нередко переходит в истерику – стоит задуматься о том, почему такой способ воздействия стал для ребенка эффективным способом добиваться своего от родителей.

Маленький ребенок не манипулирует слезами осознанно, но если его опыт показывает, что слезами всегда можно добиться отмены требований и исполнения желаний, этот метод часто становится его «оружием».

Отдельно стоит сказать о более серьезных причинах детской плаксивости. Например, речь идет о детской депрессии или пережитом насилии. Если вы заметили, что ребенок неожиданно стал очень плаксивым, напряженным, при этом у него снизился интерес к жизни и перестали увлекать хобби, общение с родными и друзьями сократилось, появились нервные тики, ночные кошмары и другие серьезные симптомы имеет смысл обратиться к детскому психологу для детальной диагностики эмоционального состояния ребенка.   

Любите своих детей и старайтесь понять причину, а не искоренять последствия!

Илюшникова В.М, педагог-психолог МБОУ «СОШ №4»



Предварительный просмотр:

это осознанное  эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание.

  1. Создайте в семье теплую атмосферу, где будет царствовать  любовь и взаимопонимание.
  1. Разбирайте с ребенком разные жизненные ситуации.
  2. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  3. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  4. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  5. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  6. Учите ребенка делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  7. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  8. Развивайте его эмоционально: обсуждайте тематические изображения, фотографии; изображайте эмоции перед зеркалом; играйте в эмоциональные игры.
  9. Будьте для ребенка примером для подражания: придерживайтесь тех  же принципов, которым вы обучаете малыша.

https://econet.ru/media/1081/covers/15955/original.jpg?1433353937

https://econet.ru/media/1081/covers/15955/original.jpg?1433353937