ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Пиши - читай» 2020 - 2021 уч год

Лазутина Наталья Анатольевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Пиши - читай»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishi_chitay_d5_2020-2021.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Заместитель директора

ГБОУ Школа №2065

______________________ Урсегов К.Б.

протокол от ________2020 года №__

приказ от ________2020 года № ______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Пиши - читай»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог дополнительного образования

Лазутина Наталья Анатольевна

г. Москва, 2020

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Пиши-читай» социально-педагогическая. Реализуется в дошкольном образовательном учреждении, направлена на обеспечение доступности качественного дошкольного образования, создание условий для успешной адаптации и социализации ребёнка старшего дошкольного возраста при его подготовке к школьному обучению.

Уровень дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Пиши-читай» – ознакомительный.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Внедрение данной программы в воспитательно-образовательный процесс заключается в разработке и применении современных, традиционных и инновационных методик по обучению грамоте старших дошкольников в соответствии с логикой психического развития детей, исходя из принципа развивающего обучения.

Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей. Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а, следовательно, и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.,1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009 г.). В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.

Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные). Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

 Звуки окружающего мира;

 Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

 Гласны звуки;

 Согласные звуки (без классификации);

 Согласны твердые и мягкие;

 Согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

 Слово;

 Слог;

 Предложение;

 Ударение.

Новизна и отличительные особенности программы

Идея разработки и подбора учебного материала исходит из потенциальных возможностей ребенка. Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий – использование компьютерных, здоровье сберегающих технологий.

Содержание дополнительной образовательной программы «Пиши-читай» представляет развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Программа:

  • обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях: диагностико - консультативное, развивающее.

Цель и задачи программы

Цель программы – подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков.

Задачи программы

Образовательные:

  •  операций: звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Ознакомление детей с буквами;
  • Формирование навыков: звуко - буквенного анализа и синтеза, чтение слитным послоговым методом;
  • Развитие графомоторных навыков;
  • Развитие оптико-пространственных ориентировок;
  • Развитие произвольного внимания, памяти, мышления, слуховой памяти.

Воспитательные:

  • Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;
  • Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.

Срок реализации, возраст обучающихся

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет.

Наполняемость группы по 10 - 12 человек. 

Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Пиши - читай» составляет 76 часов (2 часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 01.09.2020г. по 31.12.2020г. и с 11.01.2021г. по 31.05.2021г. (в соответствии с календарным учебным графиком).

Основная форма занятий – групповая.

Планируемые результаты

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

В конце каждого года обучения планируется проведение открытого занятия для родителей. Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (октябрь), текущий контроль (в течение учебного года), итоговый контроль (апрель).

К концу обучения обучающиеся будут

знать:


– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами; 
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах; 
– овладеть сознательным, плавным чтением.

– писать и ориентироваться на листе бумаги в клетку, в линейку:
– составлять схемы слов;

– осваивать общий темп записи;

– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей.

1

1

-

Тестирование

2

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1

1

-

-

3

Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка. 33 богатыря” (звукобуквенный этап).

30

15

15

В процессе проведения учебного занятия

4

Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников. 1-й раздел (гласные а, у, о, э,ы; согласные м, с. х, р, л, н, к, т, п, з, г, в, д, б, ф, ц);

12

-

12

В процессе проведения учебного занятия

5

Обучение чтению.  2-й раздел (гласные йотированные: и, е, е, я, ю; согласный: й;шипящие: ш, щ, ч, ж; буквы ь, ъ)

12

-

12

В процессе проведения учебного занятия

6

Формирование первоначальных навыков письма. «Учимся писать» (печатание).

12

-

12

В процессе проведения учебного занятия

8

«Читаем сами» (чтение книг из серии «Библиотека детского сада», «Читаем сами»).

6

-

6

В процессе проведения учебного занятия

19

Итоговое занятие

2

2

Подведение итогов реализации доп. обр. программы в форме итогового тестирования, викторины, открытого занятия.

Итого:

76

17

59

Содержание изучаемого курса

 Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

Задачи.

1.Дать представление о звуках русского языка.

2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематичным изображением: синий круг – согласный звук, красный круг – гласный звук.

3. Показать детям связь звука с буквой.

4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников.

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный; согласный, твёрдый (мягкий).
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки.
  4. Учить правильно соотносить звуки и буквы.

Обучение чтению

Задачи.

  1. Формирование у детей плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
  3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения – из отдельных слов.
  4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
  6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Формирование первоначальных навыков письма.

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Календарно-тематический план

№ занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректиро-ванные

1

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

2

Сентябрь

4

«Звуки и буквы»

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову.

2

Сентябрь

 

3

«Слова. Звуки»

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов.

2

Сентябрь

4

Звук и буква «А»

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А».

- закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком.

1

Сентябрь

5

Звук и буква «У»

- закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

1

Сентябрь

6

Звук и буква «О»

- закрепить умения детей называть слова со звуком «О».

- закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы

1

Сентябрь

7

Звуки «М», «М’», Буква М

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

- развивать умение составлять прямые и обратные слоги.

- формировать умение определять позицию звука в слове.

2

Октябрь

8

Звуки «С», «С’», Буква С

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематический слух.

2

Октябрь

9

Звуки «Х», «Х’», Буква Х

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’».

- продолжать учить определять позиция звука в слове.

- закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

2

Октябрь

10

Звуки «Р», «Р’», Буква Р

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

2

Октябрь

11

Звук и буква «Ш»

- закрепить знания детей о звуке «Ш».

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

1

Октябрь

12

Звук и буква «С - Ш»

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

1

Ноябрь

13

Звук и буква «Ы»

- закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове.

– учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

1

Ноябрь

14

Звук и буква «И»

- уточнить знания детей о звуках «И»

- учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах.

- развивать понимание смыслоразличительной функции звука.

1

Ноябрь

15

Звуки «Л», «Л’», Буква Л

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов.

2

Ноябрь

16

Звук и буква «Л-Р»

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове.

1

Ноябрь

17

Звуки «Н», «Н’», Буква Н

- закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

2

Ноябрь

18

Звуки «К», «К’», Буква К

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

- познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

2

Декабрь

19

Звуки «Т», «Т’», Буква Т

- закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’».

- формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову.

2

Декабрь

20

Звук и буква «И-Ы»

- закрепить знания детей о звуке «И - Ы». – познакомить детей с буквой И, Ы. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

1

Декабрь

21

Звуки «П», «П’», Буква П

- закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

2

Декабрь

22

Звуки «З», «З’», Буква З

- закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.

2

Декабрь

23

Звук и буква «С-З»

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

1

Январь

24

Звук и буква «И-Й»

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и р- учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. ечевое внимание.

1

Январь

25

Звуки «Г», «Г’», Буква Г

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

1

Январь

26

Звук и буква «Г» - «К»

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».

-формировать умение называть слова с этими звуками.

-продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам.

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать звуковую культуру речи.

1

Январь

27

Звуки «В», «В’», Буква В

- познакомить с буквой В.

- продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- воспитывать сдержанность и внимание.

1

Январь

28

Звуки «Д», «Д’», Буква Д

- закрепить знания детей о звуках.

- познакомить детей с буквой Д.

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

2

Январь

29

Звук и буква «Д-Т»

- закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».

- закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах.

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

1

Январь

30

Звуки «Б», «Б’», Буква Б

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б.

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение.

2

Февраль

31

Звук и буква «Б-П»

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

1

Февраль

32

Звуки «Ж», Буква Ж

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки».

- закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова.

- продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

1

Февраль

33

Звук и буква «Ж-З»

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

1

Февраль

34

Звук и буква «Ж-Ш»

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

1

Февраль

35

Звук и буква «Е»

- закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи.

1

Февраль

36

Звук и буква «Я»

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

1

Февраль

37

Звук и буква «А-Я»

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

1

Март

38

Звук и буква «Ю»

- познакомить детей со звуком и буквой «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух.

1

Март

39

Звук и буква «Ё»

- познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков.

- развивать интерес и внимание к слову.

1

Март

40

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

- уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

- дифференцировать понятия звук и буква.

- развивать интерес и внимание к слову.

1

Март

41

Звук и буква «Ч»

-уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

2

Март

42

Звук и буква «Ч»-«С»-«Ш»

- закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С».

- учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

– продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

1

Март

43

Звук и буква «Ч-Т’»

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

 1

Март

44

Звук и буква «Э»

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во

повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

1

Апрель

45

Звук и буква «Ц»

- уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

2

Апрель

46

Звук и буква «Ц-Ч»

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

2

Апрель

47

Звук и буква «Ц-С»

- дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

1

Апрель

48

Звук и буква «Ц-Ч-С»

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

2

Апрель

49

Звук «Ф», «Ф’» буква Ф

- закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове

- развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения.

- закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

2

Май

50

Звук и буква «Щ»

- уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

2

Май

51

Звук и буква «Щ-С»

- учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

1

Май

52

Звук и буква «Щ-Ч»

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч».

- продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам.

- продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

1

Май

53

Звук и буква «Ь», «Ъ»

- познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.

- объяснить значение букв в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

- упражнять в звуковом анализе слов.

1

Май

54

Повторение

Итоговое занятие

«Викторина»

«Читаем сказки малышам»

2

Май

Итого

76

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

В дополнительной образовательной программе “Пиши-читай” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Информационное обеспечение программы:

- рабочие тетради, прописи, карточки (буквы, слоги), тематические картинки (овощи, фрукты, растения, животные, насекомые, транспорт, посуда, мебели, времена года, одежда и др.), цветные карандаши.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, СПб, 2004.
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
  3. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
  4. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
  5. Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
  6. Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.
  7. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  8. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е.
  9. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  10.  Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г.
  11.  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
  12.  Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
  13.  Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
  14.  Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
  15.  Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
  16.  Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
  17.  Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
  18.  Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
  19.  Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
  20.  Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.
  21.  Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.

Формы аттестации и оценочные материалы

Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности проводятся дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.

Система мониторинга достижения у детей планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга знания, умения и навыки детей исследуются путём наблюдения за ребёнком, экспертных оценок, тестов. Эти методы обеспечивают объективность и точность получаемых данных в оптимальные сроки, и не приводят к переутомлению детей.

Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся и впервые поступивших учеников. Форма проведения – тестирование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия. Направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится один раз в год (декабрь). Направлен на определение промежуточного уровня знаний теоретического и практического материала для организации обратной связи педагога с обучающимся.

Формы контроля:

- тестирование

Итоговая аттестация проводится в конце обучения (май) при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.

Формы итоговой аттестации: 

- открытое занятие для родителей.

Критериями оценки освоения программы являются:

  • соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;
  • соответствие практической деятельности программным требованиям;
  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий.

Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного года производится также в соответствии с таблицей критериев уровня освоения программного материала.

Условия организации образовательного процесса

Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:

  • кадровые: требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника;
  • материально-технические условия: необходимо наличие учебного класса.

Критерии уровня освоения программного материала:

Низкий уровень

Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающейся овладел менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой. Работоспособность крайне низкая.

Есть недостатки также в личностных качествах: ребёнок эмоционально неустойчив, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Часто наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, капризы.

Средний уровень

Ребёнок овладел не менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой.

Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у ребёнка преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям сверстников и взрослых.

Высокий уровень

Обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой. Осваивает задания повышенной трудности. Проявляет активный интерес к чтению.

Личностные характеристики соответствуют нормам поведения детей данного возраста: ребёнок сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет активность.