Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Мастер-класс для педагогов
«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» с презентацией
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ». (Слайд 1)
Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми разных возрастов;
Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий. (Слайд 2)
Сегодня я хочу поговорить о современных и наиболее часто используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологиях и методах, их реализации в условиях введения ФГОС ДО.
Обоснование выбранной педагогической технологии.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды и ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Согласно пункту 4.6 Стандарта ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями и т.д., поэтому, очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. (Слайд 3).
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологи (О.С.Осадчук), педагоги (В.Г.Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, М.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, Л.Г.Татарникова, О.Ю.Толстова, О.С.Шнайдер).(Слайд 4)
Особая роль принадлежит образовательному учреждению, которое не только создает комфортную образовательную среду с учетом индивидуальных психических, физических и интеллектуальных особенностей детей (в соответствии с личностно- ориентированной гуманной моделью воспитания и обучения), но и приучает дошкольников к здоровому образу жизни и ведет профилактику заболеваний, помогает сохранить здоровье детей.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, основная задача ДОУ, базируется на осознанном отношении ребёнка к своему здоровью, пропаганде здорового образа жизни среди родителей и использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности (свободная, учебная, совместная). Поэтому в центре работы по полноценному физическому здоровью и укреплению здоровья детей должны находиться:
семья (все члены семьи) и условия проживания;
образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени;
социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей (детская поликлиника, спортивные комплексы) (Слайд 5)
Итак, предлагаю вам начать работу с вступления:
Игра-кричалка «Да-нет»
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? Нет или да?
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? Нет или да?
- Предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Шкала ценностей».
- Перед вами шкала от 0 до 9, напишите 9 жизненных ценностей, которые для вас очень важны (например, благополучие, деньги, дружба, здоровье, семья, работа, любовь и др.), отметьте их на шкале, по значимости. Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, а ведущий записывает на доске три наиболее часто повторяющиеся, если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)
- Итак, практически абсолютное большинство на первое место поставили здоровье! Кто может сказать, что же такое здоровье? (Ответы педагогов).
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. (слайд 6)
Приоритетными технологиями, назначение которых - объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (Слайд 7)
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения ЗОЖ;
коррекционные технологии.(Слайд 8)
- Давайте вспомним, какие формы организации здоровьесберегающей работы вы применяете в своей педагогической деятельности? (Ответы педагогов)
- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Технологии Н. Ф. Базарного:
Технология – «режим динамических поз», или вертикализация позы – т.е. смена позы детей. Дети находятся на ковриках, поддержания физической, психической активности умственной сферы. Способствует физическому развитию, улучшает обмен веществ, иммунную систему, ростовые размеры, идет развитие координации всех органов:
зрительно-ручной моторики;
телесно – координаторной;
психоэмоциональной сферы;(Слайд 9)
Релаксация. Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться.(Слайд 10)
- Предлагаю Вам сделать релаксирующее упражнение на снятие напряжения с шеи и мышц плечевого пояса «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно.(Слайд 11)
Поиграем?
«Медведь». - Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.
Задание для педагогов «Придумай пальчиковую гимнастику»
- Разделитесь, пожалуйста, на две команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команда.
Солнышко, милое,
Поделись своею силою!
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки!
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело и погладило,
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось.
Лучиками повело и погладило,
Солнце личико согрело
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
2 команда
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок - на кулачок,
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел.
Массаж пальцев рук и ладоней: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский).(Слайд 12)
Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми стихами и рифмовками.
Грабли в руки мы возьмём,
И немного погребём.
Быстро руки отряхнём,
Чисто вымоем потом.
Вытрем сухо-сухо руки,
Мы совсем не знаем скуки.
Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, средний и т.д.
Массаж грецкими орехами:
Катать два ореха между ладонями;
Прокатывать один орех между ладонями;
Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии. (Слайд 13)
Метод Су-Джока – автор южно-корейский профессор Пак Чже Ву.
Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.
Достоинства терапии Су-Джок.
Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.
Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
- Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)
Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),
Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)
Мимо змеики проползали (вести по ладошке),
«С добрым утром!»- им сказали»,
Стала гладить и ласкать,
Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)
Массаж с разными крупами и бусами.
Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.
Любят камушки играть и считалочки считать.
Один, два, три, четыре, пять
Вышли мыши как - то раз
Посмотреть который час!
Раз, два, три, четыре, пять.
Камушки все разложите и тихонько посидите…
Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз, кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется наглядный материал и показ педагога.
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«Часики»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
А сейчас позвольте познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основоположниками кинезиологии являются американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.(слайд 14)
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Технологии обучения здоровому образу жизни (Слайд 15)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-10 мин. с музыкальным сопровождением. Во второй половине месяца утреннюю гимнастику желательно проводить с предметами (погремушками, гантельками и пр.). У детей при этом формируются ритмические умения и навыки, координация, равновесие, появляется заряд положительными эмоциями на весь день.
Серия занятий «Азбука здоровья». Какие бы усилия воспитатели и родители ни прилагали для здоровья наших детей, результат не будет полноценным, если в этот процесс не «включить» самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проходят интересные образовательные события, вечера развлечений и другие мероприятия по познанию по темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения», «Мыльное царство», «Для чего нужен носик», «Её Величество зубная щётка», «Где живут витамины», «Вредная еда», «Польза солнца», «Мой весёлый звонкий мяч» и т.д.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
«Путешествие по телу».
- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Коррекционные технологии
(перечисляются в слайде без выполнения):
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Начинать надо с упражнений для губ.
Музыкотерапия - это любимое лекарство для наших детей. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.
Сказкотерапия эффективна с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте, она используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка позитивно настраивает детей на рабочий лад с первых минут занятия. Сказка помогает усвоить моральные нормы через отождествление себя с положительным героем, а придуманная ребенком сказка, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; мастер-классы, консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, домашнее задание. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительском уголке, в папках-передвижках («Режим дня», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья»,«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.
В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Будьте всегда здоровы и счастливы! Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005
2. Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
5. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми М., 2002
6. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
7. Карепова Т.Г. , Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.
8.Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.
9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
10. Петерина С.В. Воспитание культуры у детей дошкольного возраста М., 2002
11. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М., 2006
12. Шаврыгин Б.В. Если малыш часто болеет М., 2005.