Образовательные области "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" и "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
Развитие речи, как и художественно-эстетическое воспитание дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В то же время наблюдаются и обратные тенденции.
Задача педагога — раскрыть в сознании, чувствах детей взаимообусловленность живого мира и мира слов, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.
Эстетические свойства личности не являются врождёнными, а начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе художественно-эстетического развития происходит постепенное освоение детьми культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Весь первый год жизни активно совершенствуется сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. На втором году жизни у детей постепенно происходит совершенствование восприятия: ребёнок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. Развитие речи приводит к усвоению названий всё большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый - некрасивый, чистый - грязный, большой - маленький, весёлый - грустный, красный - зелёный и т.д.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребёнка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции на содержание произведения в целом. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия и его точности. Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определённых жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям.
К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать добру и осуждать зло. У ребёнка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, создают аппликации, рисуют, лепят. Постепенно дети начинают замечать более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, находить выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности.
В пении дано сочетание музыки и речи. Это очень важный вид музыкальной деятельности, так как он развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию. Пение не только способствует развитию речевых навыков, но и пополняет словарный запас ребёнка. Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слова. При знакомстве с новой песней необходимо обращать на это внимание и разбирать непонятные детям слова, а не механически их заучивать. Также, в работе над дикцией, необходимо обращать внимание на подвижность нижней челюсти, артикуляцию губ. Полезно проговаривать текст одними губами в разных темпах, начиная от самого медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и более точно запоминать и воспроизводить мелодию песни. При разучивании можно даже произносить текст утрированно, произнося трудное слово несколько раз, проговаривая каждый звук, особенно окончания слов.
У детей с речевыми нарушениями необходимо с раннего возраста развивать музыкальное восприятие. После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить им подвигаться под музыку, чтобы дети яснее почувствовали её характер.
Один из показателей художественно-речевого развития детей - умение выразительно читать и рассказывать. Эти свойства развиваются в процессе заучивания и чтения наизусть, при запоминании пословиц, загадывании загадок, в специальных упражнениях. Художественная литература оказывает воздействие на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Связная речь показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Чем выше общая культура человека, чем больше он знает, видит, слышит, тем скорее разберется в том, что для малоподготовленного останется непонятным.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребёнок воспринимает как живые и очень им рад. Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, делая аппликацию, ребёнок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен, если этому помогают поэтическое слово и песня.
Таким образом, именно в условиях взаимосвязи речевого и художественно-эстетического развития более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «языковая личность».