Сообщение для родителей. Проблемы психического развития детей в раннем возрасте. И пути их профилактики и решения.
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Проблемы психического развития детей в раннем возрасте. И пути их профилактики и решения»
К «раннему возрасту» относят детей возрастного периода от 1 года до 3х лет. Соответственно этому возрасту выделяют следующие проблемы психического развития:
- СТРАХ И ТРЕВОГА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.
Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков.
Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него:
- Страха определенных или незнакомых вещей: 1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов. До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что».
- Страха громких звуков: В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков. Боятся поездов, транспорта, животных.
- Страха предчувствия наказания: Дети боятся неодобрения и наказания со стороны родителей.
- Страха темноты (фантазии, воображение): Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся засыпать в одиночестве. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.
- Страха, вызванного знакомством со сказочными персонажами (Волк, Баба-яга).
Советы родителям для решения проблемы страха у детей, возраста 1-3 года.
- Отнеситесь к страху ребенка серьезно, не преуменьшайте значимость страха и наоборот – преувеличения его значимости, не смейтесь над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более не стыдите ребенка за испытываемый им страх.
- Не недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
- Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши, иной раз, боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
- Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его.
- Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
- Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.
- Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.
- Используйте сказки в борьбе со страхами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их.
- Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).
Профилактики детских страхов.
Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил:
- Детей никогда не следует пугать ради послушания.
- Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.
- Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.
- Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу.
- Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики.
- Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада.
- Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.
- Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.
- Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.
- Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.
- НЕЗАВИСИМОСТЬ ВМЕСТО СТЫДА И СОМНЕНИЯ.
Потребность в проявлении независимости, автономии связана с важнейшим этапом развития самосознания, когда человек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и громко об этом заявляет. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самостоятельности — «Я сам!». Проблемы развития начинают появляться вследствие противоречия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запретами), которым нужно следовать, усваивая определенные требования социального окружения.
Последствия неудовлетворенности потребности в автономии (независимости):
- Негативизм: реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- Упрямство: ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
- Капризы, закрепление форм поведения, при которых настаивание на своем приобретает характер манипулирования родителями: поведение направлено против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Чувство стыда и сомнений в своих возможностях при отсутствии позитивной поддержки со стороны родителей: возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
- Принятие решений в условиях выбора быстрее формирует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам: Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
Советы родителям для решения и профилактики развития у детей, возраста 1-3 года, стыда и сомнения в своей способности справляться с проблемами:
- Терпение и поддержка родителей помогают воспитывать в ребенке самостоятельность.
- Поощрение самодостаточного поведения, при котором у малышей развивается чувство автономии - чувство способности справляться со многими проблемами самостоятельно.
- Не предъявлять завышенных требований от ребенка слишком рано, или наоборот, не отказывать детям выполнять задачи, на которые они способны.
- Не высмеивать ранние попытки самодостаточности.
- ПРИТЯЗАНИЕ НА ПРИЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ.
Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получать эмоциональную поддержку и в этом суть его притязаний — ожиданий. Не имея опыта удовлетворения своих потребностей, он экспериментирует, ищет те способы, которые помогли бы ему получить желаемый результат. В ходе этого поиска появляются как позитивное поведения, так и те, которые станут тормозом, создавая проблемы развития.
Нарушение поведения может выступать в роли индикатора проблем во взаимодействии со взрослыми. Ребенок ведет себя плохо, если:
- желает привлечь к себе внимание;
- желает властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками;
- желает за что-то отомстить взрослому;
- ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи;
- у него не сформировалось чувство меры, позволяющее оценить последствия тех или иных поступков.
Советы родителям для решения и профилактики проблемы притязания на признание и внимание, у детей 1-3 лет:
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
- Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
- Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
- Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
- Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
- Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
- ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ И СТРАХ ЕЕ ПОТЕРИ.
Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований. От года до трех лет: этап отделения от родителя.
- Первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей. Привязанность – витальная потребность, уровень значимости – максимальный. «Без нее не живут».
- Вторая важная вещь, которую стоит запомнить: если ребенок не уверен в своем взрослом, в его привязанности, он будет добиваться подтверждений связи, стремиться ее сохранить и укрепить любой ценой. «Любой. Потому что, на кону – его жизнь».
- ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА 3-х лет (капризы, упрямство, негативизм) ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.
Советы родителям для решения и профилактики обострения у детей кризиса 3х лет:
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка:
- Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- Осуществление единой тактики воспитания в семье.
- Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределов.
- Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
- Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
- Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
- Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми
Скачать:
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Проблемы психического развития детей в раннем возрасте. И пути их профилактики и решения»
К «раннему возрасту» относят детей возрастного периода от 1 года до 3х лет. Соответственно этому возрасту выделяют следующие проблемы психического развития:
- СТРАХ И ТРЕВОГА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.
Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков.
Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него:
- Страха определенных или незнакомых вещей: 1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов. До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что».
- Страха громких звуков: В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков. Боятся поездов, транспорта, животных.
- Страха предчувствия наказания: Дети боятся неодобрения и наказания со стороны родителей.
- Страха темноты (фантазии, воображение): Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся засыпать в одиночестве. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.
- Страха, вызванного знакомством со сказочными персонажами (Волк, Баба-яга).
Советы родителям для решения проблемы страха у детей, возраста 1-3 года.
- Отнеситесь к страху ребенка серьезно, не преуменьшайте значимость страха и наоборот – преувеличения его значимости, не смейтесь над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более не стыдите ребенка за испытываемый им страх.
- Не недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.
- Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши, иной раз, боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.
- Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его.
- Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.
- Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.
- Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.
- Используйте сказки в борьбе со страхами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их.
- Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).
Профилактики детских страхов.
Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил:
- Детей никогда не следует пугать ради послушания.
- Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.
- Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.
- Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу.
- Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики.
- Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада.
- Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.
- Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.
- Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.
- Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.
- НЕЗАВИСИМОСТЬ ВМЕСТО СТЫДА И СОМНЕНИЯ.
Потребность в проявлении независимости, автономии связана с важнейшим этапом развития самосознания, когда человек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и громко об этом заявляет. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самостоятельности — «Я сам!». Проблемы развития начинают появляться вследствие противоречия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запретами), которым нужно следовать, усваивая определенные требования социального окружения.
Последствия неудовлетворенности потребности в автономии (независимости):
- Негативизм: реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- Упрямство: ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
- Капризы, закрепление форм поведения, при которых настаивание на своем приобретает характер манипулирования родителями: поведение направлено против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Чувство стыда и сомнений в своих возможностях при отсутствии позитивной поддержки со стороны родителей: возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
- Принятие решений в условиях выбора быстрее формирует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам: Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
Советы родителям для решения и профилактики развития у детей, возраста 1-3 года, стыда и сомнения в своей способности справляться с проблемами:
- Терпение и поддержка родителей помогают воспитывать в ребенке самостоятельность.
- Поощрение самодостаточного поведения, при котором у малышей развивается чувство автономии - чувство способности справляться со многими проблемами самостоятельно.
- Не предъявлять завышенных требований от ребенка слишком рано, или наоборот, не отказывать детям выполнять задачи, на которые они способны.
- Не высмеивать ранние попытки самодостаточности.
- ПРИТЯЗАНИЕ НА ПРИЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ.
Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получать эмоциональную поддержку и в этом суть его притязаний — ожиданий. Не имея опыта удовлетворения своих потребностей, он экспериментирует, ищет те способы, которые помогли бы ему получить желаемый результат. В ходе этого поиска появляются как позитивное поведения, так и те, которые станут тормозом, создавая проблемы развития.
Нарушение поведения может выступать в роли индикатора проблем во взаимодействии со взрослыми. Ребенок ведет себя плохо, если:
- желает привлечь к себе внимание;
- желает властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками;
- желает за что-то отомстить взрослому;
- ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи;
- у него не сформировалось чувство меры, позволяющее оценить последствия тех или иных поступков.
Советы родителям для решения и профилактики проблемы притязания на признание и внимание, у детей 1-3 лет:
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
- Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
- Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
- Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
- Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
- Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
- ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ И СТРАХ ЕЕ ПОТЕРИ.
Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований. От года до трех лет: этап отделения от родителя.
- Первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей. Привязанность – витальная потребность, уровень значимости – максимальный. «Без нее не живут».
- Вторая важная вещь, которую стоит запомнить: если ребенок не уверен в своем взрослом, в его привязанности, он будет добиваться подтверждений связи, стремиться ее сохранить и укрепить любой ценой. «Любой. Потому что, на кону – его жизнь».
- ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА 3-х лет (капризы, упрямство, негативизм) ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.
Советы родителям для решения и профилактики обострения у детей кризиса 3х лет:
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка:
- Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- Осуществление единой тактики воспитания в семье.
- Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределов.
- Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
- Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
- Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
- Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми