Нотная грамота для детей

Федорова Яна Игоревна

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки.  Наглядно показать на иллюстрациях или  карточках  изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того,  что такое  музыкальный  звук. Обучающимся предлагают выучить  стихи  В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают, 
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот, 
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе, 
Лай собаки в конуре, 
Стук колес и шум станка, 
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые. 
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки – 
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них  хорошо  развито воображение.  Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано  с глубоким погружением  в  мир  сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса.  Любимая игрушка  способна  оживить урок, помочь  в усвоении нового материала,  например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками  усваивается  быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы,  зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание  на различии  высокого, среднего   и  низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а  высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще»,  когда педагог  играет  те  же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет  правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные  звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку,  движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая,  но соответственно звукам,  или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд,  а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой  темы  педагог  играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых  обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен  объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому,  что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у  скрипки. Скрипичный  ключ  пишется  вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают  написание  скрипичного  ключа. Параллельно  педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном  городке  все  ноты  знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала,  от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане,  скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке  на  каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете 
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. 
Ты запомни их названье 
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд 
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы  (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой  звучности  или, как говорят  музыканты, с  разными динамическими оттенками:  тихо, громко, не очень громко и т.д.  Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово  «фортепиано» состоит  из  двух  частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы  выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка  в сказках»  Е.А. Королевой)  облегчает ее восприятие.  У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад».  Например: сядем рядком, да поговорим ладком,  с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово "лад" означает  согласие, порядок, мир. В  музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад.  Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются  мажорный и минорный. Характер  мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает. 
Минор все время унывает.

Длительности

 

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.

(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих

(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки 

(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке 
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.

(Карточка с ботинками.)