«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Щепкина Татьяна Викторовна

Мастер - класс

 

                                                     

                                                Тема:

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       г. Сорочинск.

 

 

  Информационная справка о мастер - классе

  Тема мастер - класса:

 «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». 

 

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5

 г. Сорочинска Оренбургской области

Дата проведения: 18.05.2018г.

Идея мастер - класса: развитие у детей дошкольного возраста познавательных интересов, познавательной активности, интеллектуальных способностей через метод проектов.

 

Сведения об авторе:

Щепкина Татьяна Викторовна

 

Должность: воспитатель.

 

Педагогический стаж: 42 т.

 

Стаж работы в занимаемой должности: 42 лет.

 

Квалификация: первая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер - класс

 

Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». 

Цель:

повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Щепкиной Т.В. по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников. 
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место: со свойствами воды – вода приобретает вкус и цвет  некоторых веществ; соли – большое количество соли делает воду непригодной в пищу; показать физические и химические свойства предметов.

Распространение передового опыта.

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Развивающие:  развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.  развивать умение заботиться об окружающей среде и о собственном здоровье.
Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.

 воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

 

Опыт 1 Лимонад домашний.  

Стаканчики одноразовые, сахар, лимон, ложки ( по количеству педагогов)

Опыт2   Плавает ли железо?-  Коробка с разными предметами, магниты, тазики с водой, консервные банки. лейки, мелкие игрушки – лягушонок и мышонок. ( по количеству педагогов)

Опыт 3  Волшебные цветы - цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой. ( по количеству педагогов)

Опыт 4: Очистка воды - Домашний фильтр, стаканы с грязной водой, стаканы чистые, воронки, салфетки, ватные диски, мелкие игрушки – лягушонок и карасик. ( по количеству педагогов)

Опыт 5  Почему надо беречь воду? - Ёмкости с водой ( по две на каждого 0педагога) , вода , ложки , соль поваренная , яйца  сырые ( по количеству педагогов).

Опыт 5 Салют- лимоны, пищевой краситель, сода, моющее средство, чайные ложки по количеству ( педагогов).

Участники мастер-класса: Педагоги-дошкольники.

Модель проведения мастер-класса:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги, здравствуйте!  Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Сейчас  век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но, к сожалению, очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему?»«как?», «откуда?» возникают у детей.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый -  который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

постановка проблемы

 

Целеполагание

(что нужно сделать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение новой гипотезы, предположений

(как получилось)

Реализация действий

Подтвердилось

 

Формулирование  выводов

(как получилось)

Не подтвердилось

Подтвердилось

Выдвижение гипотез

(как, с помощью чего, что получилось)

Проверка предположений

(отбор нужных средств, реализация действий)

Проблемная ситуация

Формулирование выводов как получилось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значит «творческий исследовательский характер»?

Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (проект, альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований с реальными и абстрактными объектами, доступные дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

Вопрос: Какие типы исследований используете вы в своей работе? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Коллеги, предлагаю вам на время стать детьми и пройти в нашу лабораторию.--------

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Не пробовать на вкус без разрешения воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните.

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да.

В. Дорога у нас дальняя давайте приготовим  домашний лимонад.

 

Опыт 1  Лимонад домашний.

В: Как вы думаете из чего можно сделать лимонад?

Д: Из воды и сахара.

В: А ещё можно добавить кислый фрукт, чтобы получился вкусный лимонад – кисло-сладкий.

И так возьмите  теплую воду

Что первым добавляем в воду

Д: сахар.

 В:Сколько нужно сахара на стакан воды?

Д:Ложки хватит.

В:Что теперь добавляем?

Д: Маленькие  дольки лимона.

В: Все тщательно перемешаем.

В. Для того чтобы лимонад был слаще, что надо добавить?

Д: Сахар.

В: А если мы хотим, чтобы лимонад был покислее, что надо добавить?

Д: Надо добавить ещё дольки лимона.(Дети готовят каждый свой лимонад)

Вот и готов домашний лимонад  (размешивают ,  пробуют)

В: Всем  приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нем много витаминов.

А пока  вы пьёте лимонад , я расскажу вам сказку « Про любопытного мышонка.»

И на примере этой сказки при организации познавательной деятельности в процессе экспериментирования по теме: «Плавает ли железо?». давайте рассмотрим  этапы структуры исследовательской деятельности

Опыт №2 «Плавает ли железо?».

В.Ребята, как вы думаете, плавает ли железо?( Целеполагание )

Д: Плавает.  Не плавает. (выдвижение  гипотез детьми)

В: А давайте проверим. У меня есть коробка с разнообразными предметами. Нам с вами понадобятся из них только металлические. Как их можно достать? (Целеполагание)

Д: С помощью магнита.

В:  Правильно, магнитом мы можем достать металлические предметы. Возьмите магниты и достаньте металлические предметы из коробки. Дети, а почему же магнит притягивает металл?

Д: У магнита есть свойство примагничивать  металлические предметы. Потому что у магнита есть магнитное поле. ( Вывод)

В: Правильно, молодцы. Как вы думаете, эти предметы в воде будут плавать или утонут?

Д. Утонут

В. Давайте проверим. Опустите металлические  предметы в воду и понаблюдайте за тем, что с ними будет происходить.

Д: Все предметы тонут, потому что они металлические (Проверка предположений)

В:Правильно ребята металлические предметы тонут.

А теперь я вам расскажу сказку.

В: Однажды два друга Мышонок и Лягушонок решили пойти на полянку, погулять. Но полянка была далеко за речкой, перешли они  по мостику на другой берег и стали там играть. Им было так весело, что они не заметили, как наступил вечер. Побежали друзья к мостику, а его нет. Бобры разобрали старый мост, а новый не успели построить. И тут Мышонок заплакал: он испугался, что никогда не вернётся  домой, ведь он совсем не умел плавать. Но Лягушонок не оставил друга в беде. Он нашел консервную банку, поставил ее на воду и сказал Мышонку, что это корабль. Мышонок быстро залез в банку, Лягушонок оттолкнул ее от берега и кораблик...

В: Как вы думаете, что случилось дальше?

Д: Утонут, переплывут. (Гипотезы)

В: Давайте проверим. Посмотрите, на столе стоят консервные банки.   Поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой.

В: Что происходит с корабликом?

Д: Он плывёт.

В: Правильно, кораблик плавает и не тонет. Вот так Мышонок  переплыл речку и добрался домой.

В: Ребята, кораблик из чего сделан?

Д: Из железа.

В:Как вы думаете, почему гвоздик, винтик и другие предметы тонут, а кораблик (консервная банка) нет? Ведь эти предметы сделаны из железа.

Д: Потому что кораблик легче.

В: Правильно. Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки?

Д.Воздух.

В.Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится?

Д. Он утонет

В. Давайте проверим. Налейте из лейки воду в ваш кораблик.

Что случилось?  А почему?

Д: Банка утонула, потому что внутри в банке нет воздуха, она и утонула.

В: Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.

В: А если появится маленькая дырочка - пробоина?

Д: Тогда кораблик затонет

В:-  Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет.

Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

 

Уважаемые коллеги, в  процессе проведения данного эксперимента перед вами была выделена проблема, а именно «Плавает ли железо?». Далее были выдвинуты гипотезы: плавает, тонет. Были предложены варианты решения выделенной проблемы. А в заключении проведено обобщение полученных данных. Именно в процессе такого экспериментирования мы и учим детей сомневаться,  в истинности знаний как таковых, железо тонет, но при определенные условиях оно плавает.

Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

История про Мышонка продолжается. Так как Мышонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Решил он позвать своего друга Лягушонка. Но тут он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро, и солнышко начало восходить, Мышонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 3. Волшебные цветы.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

В. У меня есть цветы, но они засохли. Как вы думаете, что надо сделать, чтоб цветы распустились?

Д. Надо их опустить в воду. Цветы любят воду.

В: Опустите кувшинки на воду. Что происходит?

Д: Лепестки цветов «распускаются».

В: Почему? (Ответы детей)

Вывод. В: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются». Бумага сделана из дерева. А дерево впитывает воду.

Полюбовался Мышонок на кувшинки и стал звать Лягушонка играть.

А лягушонок грустный и играть не хочет, заболел.

 Оказывается в пруду много мусора и вода очень грязная. Как помочь лягушонку?

Опыт 4: Очистка воды.

Д: Надо очистить пруд от мусора и грязи.( Целеполагание )

В: Вот вода из пруда. Какая она?

Д: Вода грязная.

В: А как вы думаете очистить грязную воду можно?

Д: Надо пропустить воду через фильтр. (выдвижение  гипотез детьми)

В: А если фильтра нет?   (выдвижение  гипотез детьми)

Д: тогда можно очистить воду подручными материалами. Например, салфетками и ватными  дисками.

Возьмите  воронку, вложите в неё салфетку  и  ватный диск. Теперь  пропускайте грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой. (Проверка предположений)

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала.

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой.

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки. –

Куда ещё может пригодиться эта вода?

Д: полить растение, но пить ее нельзя.

В:  Что мы можем посоветовать  людям - путешественникам? Где им взять воду пригодную для питья?

Д: Найти родник, но воду фильтровать, кипятить.

В: Что нужно делать, чтобы сохранить чистую воду в водоёмах?

Вывод: Надо беречь природу -Не бросать мусор, очищать берега рек и озер.

В:   Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами.

Дети: (отвечают по таблице) вода без запаха, без цвета, без вкуса. Но растворяет некоторые вещества и приобретает их цвет и вкус.

Физминутка     : « Льется чистая водица,

                                    Мы умеем сами мыться.

                                    Порошок зубной берем,

                                    Крепко щеткой зубы трём.

                                    Моем тело, моем уши,

                                    После вытираем суше»

В:  Хорошо отдохнуть на берегу пруда, вода успокаивает, бодрит, восстанавливает силы.  Главное правило путешественника – не навреди природе. Животные то знают  о правилах поведения  в природе, как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе?

Д: Не загрязнять воду, не оставлять мусор, не убивать животных, не ломать деревья.

В: Очень хорошо, что вы все это знаете, значит,  делать этого не будете.

Ну что же, продолжим нашу работу.

В. Вот вы ребята молодцы! Очистили пруд. Лягушонок вас благодарит  и спасибо вам говорит.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

В. Дети, а почему так важно беречь воду?  Посмотрите на глобус, он почти весь голубой, так много на нём воды. (Проблемная ситуация)

Дети: Воды много,  но она солёная и не годится в пищу. .( Целеполагание )

В. Правильно. Давайте уточним, где вода солёная, а где пресная?

Д: В озере, в реке вода  пресная, а в море и океане солёная.

В: Можно представить -  морскую воду в соотношении с пресной водой как трёхлитровую банку и один стакан. Чего больше?

Д; Морской воды очень много, а пресной мало.

В : Правильно, а значит пресную воду надо беречь . А теперь я покажу вам фокус : у меня тут яйцо , которое я опускаю  в воду , а оно плавает . А сейчас положу яйцо в  другую емкость и ой утонуло . Какое странное яйцо , то плавает , то тонет . Как вы думаете в чем дело ?

Дети задумываются и дают самые необычные догадки.

Воспитатель :  не знаете, а хотите узнать секрет такого фокуса ?

Д: Да-да -да

В : я не зря принесла вам сегодня соль. Наше волшебное яйцо плавает именно в соленой воде ,хотите попробовать

Опыт № 5"  Почему надо беречь воду"

У вас у каждого по две емкости , сейчас мы добавим в них воды . Теперь положите туда аккуратно  яйца .Что  мы с вами видим ?

Дети дают свои ответы

В : правильно , оно утонуло у всех  почему?

Д: Потому что оно тяжелее воды.

В: А теперь давайте во вторую емкость добавим соль 5 ложек и размешаем , чтобы она растворилась. Молодцы , соль размешали , а теперь ложкой достаем яичко и кладем  в соленую воду . Что у вас  получилось?

 Дети : Яйцо всплыло, потому что оно стало легче воды .

В : Молодцы , правильно , в пресной воде яйцо тонет  потому , что оно тяжелее , а в соленой не тонет - так как легче . А значит солёная вода какая?

Д: Солёная вода тяжёлая.

 В: Пригодна ли она для употребления в пищу?

Д: Солёная  вода  не годится для еды. Поэтому надо пресную воду беречь

В:.А как это можно сделать?

Д: Закрывать кран во время, не засорять реки и озёра.

В.  Мы с вами сегодня много нового узнали о соли. Морская  соль практически ничем не отличается от пищевой соли, единственным отличием будет то, что в морской соли немного больше минералов, нежели в пищевой. Поэтому, что морская, что пищевая соль по вредности будут одинаковы. 

Морская соль, как и любая другая, может нанести вред организму только в случае ее без контрольного употребления, злоупотребления, то есть применения ее в пишу в большем количестве, чем это требует организм

Лягушонок:  Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем пруду снова будет  чисто, весело! Я хочу вас за это поблагодарить – посвятить вас в отряд «Защитников природы».

Теперь  у нас праздник! Давайте сделаем в честь праздника салют!

Опыт № 6«Салют»

В. Дети вы видели салют? А для чего делают салюты?

Д.Для красоты и поднятия настроения.

В.Сегодня я вас научу, как можно его сделать из лимона и з лимонной кислоты. Надо взять  3 ложки соды нужно насыпать в лимон, добавить немного пищевой краски, моющее средство. Размешать. Образуется пена, она поднимается и выливается через край. Происходит химическая реакция. Создаётся эффект пенного салюта.

Попробуйте самостоятельно сделать опыт. (Дети проводят опыт)

В. Ну как настроение у вас хорошее? Вот как мы потрудились на славу,

но такие опыты без взрослых проводить опасно. Будьте осторожны . Соблюдайте правила безопасности.

Вот на этом наша практическая деятельность закончилась.

Вывод:

Уважаемые коллеги, Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев

 Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Рефлексия:

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам принять участие в составлении  синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам. В переводе  с французского  синквейн  означает «пять»  Это стихотворение из 5 строк. В нём нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Можно сказать, что главное слово сегодня было?

 Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь нас  сопровождает

Радость.

 

 

 

 

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие

 

 

Путешествие

Развивающее, познавательное

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомиться с миром интересно

Исследование.

 

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5.

Мастер - класс

                                                     

                                                Тема:

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».  

                                       г. Сорочинск,  2018г.

  Информационная справка о мастер - классе

  Тема мастер - класса:

 «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».  

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5

 г. Сорочинска Оренбургской области

Дата проведения: 18.05.2018г.

Идея мастер - класса: развитие у детей дошкольного возраста познавательных интересов, познавательной активности, интеллектуальных способностей через метод проектов.

Сведения об авторе:

Щепкина Татьяна Викторовна

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: 42 т.

Стаж работы в занимаемой должности: 42 лет.

Квалификация: первая квалификационная категория.

Мастер - класс

Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».  

Цель:

повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Щепкиной Т.В. по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников. 
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место: со свойствами воды – вода приобретает вкус и цвет  некоторых веществ; соли – большое количество соли делает воду непригодной в пищу; показать физические и химические свойства предметов.

Распространение передового опыта.

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Развивающие:  развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.  развивать умение заботиться об окружающей среде и о собственном здоровье.
Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.

 воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

Опыт 1 Лимонад домашний.   

Стаканчики одноразовые, сахар, лимон, ложки ( по количеству педагогов)

Опыт2   Плавает ли железо?-  Коробка с разными предметами, магниты, тазики с водой, консервные банки. лейки, мелкие игрушки – лягушонок и мышонок. ( по количеству педагогов)

Опыт 3  Волшебные цветы - цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой. ( по количеству педагогов)

Опыт 4: Очистка воды - Домашний фильтр, стаканы с грязной водой, стаканы чистые, воронки, салфетки, ватные диски, мелкие игрушки – лягушонок и карасик. ( по количеству педагогов)

Опыт 5  Почему надо беречь воду? - Ёмкости с водой ( по две на каждого 0педагога) , вода , ложки , соль поваренная , яйца  сырые ( по количеству педагогов).

Опыт 5 Салют- лимоны, пищевой краситель, сода, моющее средство, чайные ложки по количеству ( педагогов).

Участники мастер-класса: Педагоги-дошкольники.

Модель проведения мастер-класса:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги, здравствуйте!  Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Сейчас  век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но, к сожалению, очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Очень много вопросов «почему?»«как?», «откуда?» возникают у детей. 

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия,   для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый -  который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

постановка проблемы

Самой главной задачей познавательно- исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.

Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значит «творческий исследовательский характер»?

Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (проект, альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований с реальными и абстрактными объектами, доступные дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.

Вопрос: Какие типы исследований используете вы в своей работе? (Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация).

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

Коллеги, предлагаю вам на время стать детьми и пройти в нашу лабораторию.--------

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Не пробовать на вкус без разрешения воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните.

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да.

В. Дорога у нас дальняя давайте приготовим  домашний лимонад.

Опыт 1  Лимонад домашний.

В: Как вы думаете из чего можно сделать лимонад?

Д: Из воды и сахара.

В: А ещё можно добавить кислый фрукт, чтобы получился вкусный лимонад – кисло-сладкий.

И так возьмите  теплую воду

Что первым добавляем в воду

Д: сахар.

 В:Сколько нужно сахара на стакан воды?

Д:Ложки хватит.

В:Что теперь добавляем?

Д: Маленькие  дольки лимона.

В: Все тщательно перемешаем.

В. Для того чтобы лимонад был слаще, что надо добавить?

Д: Сахар.

В: А если мы хотим, чтобы лимонад был покислее, что надо добавить?

Д: Надо добавить ещё дольки лимона.(Дети готовят каждый свой лимонад)

Вот и готов домашний лимонад  (размешивают ,  пробуют)

В: Всем  приятного аппетита! Пейте на здоровье домашний лимонад, он очень полезен для нашего организма, в нем много витаминов.

А пока  вы пьёте лимонад , я расскажу вам сказку « Про любопытного мышонка.»

И на примере этой сказки при организации познавательной деятельности в процессе экспериментирования по теме: «Плавает ли железо?». давайте рассмотрим  этапы структуры исследовательской деятельности  

Опыт №2 «Плавает ли железо?».

В.Ребята, как вы думаете, плавает ли железо?( Целеполагание )

Д: Плавает.  Не плавает. (выдвижение  гипотез детьми)

В: А давайте проверим. У меня есть коробка с разнообразными предметами. Нам с вами понадобятся из них только металлические. Как их можно достать? (Целеполагание)

Д: С помощью магнита.

В:  Правильно, магнитом мы можем достать металлические предметы. Возьмите магниты и достаньте металлические предметы из коробки. Дети, а почему же магнит притягивает металл?

Д: У магнита есть свойство примагничивать  металлические предметы. Потому что у магнита есть магнитное поле. ( Вывод)

В: Правильно, молодцы. Как вы думаете, эти предметы в воде будут плавать или утонут?

Д. Утонут

В. Давайте проверим. Опустите металлические  предметы в воду и понаблюдайте за тем, что с ними будет происходить.

Д: Все предметы тонут, потому что они металлические (Проверка предположений)

В:Правильно ребята металлические предметы тонут.  

А теперь я вам расскажу сказку.

В: Однажды два друга Мышонок и Лягушонок решили пойти на полянку, погулять. Но полянка была далеко за речкой, перешли они  по мостику на другой берег и стали там играть. Им было так весело, что они не заметили, как наступил вечер. Побежали друзья к мостику, а его нет. Бобры разобрали старый мост, а новый не успели построить. И тут Мышонок заплакал: он испугался, что никогда не вернётся  домой, ведь он совсем не умел плавать. Но Лягушонок не оставил друга в беде. Он нашел консервную банку, поставил ее на воду и сказал Мышонку, что это корабль. Мышонок быстро залез в банку, Лягушонок оттолкнул ее от берега и кораблик...

В: Как вы думаете, что случилось дальше?

Д: Утонут, переплывут. (Гипотезы)

В: Давайте проверим. Посмотрите, на столе стоят консервные банки.   Поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой.

В: Что происходит с корабликом?

Д: Он плывёт.

В: Правильно, кораблик плавает и не тонет. Вот так Мышонок  переплыл речку и добрался домой.

В: Ребята, кораблик из чего сделан?

Д: Из железа.

В:Как вы думаете, почему гвоздик, винтик и другие предметы тонут, а кораблик (консервная банка) нет? Ведь эти предметы сделаны из железа.

Д: Потому что кораблик легче.

В: Правильно. Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки?

Д.Воздух.

В.Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится?

Д. Он утонет

В. Давайте проверим. Налейте из лейки воду в ваш кораблик.

Что случилось?  А почему?

Д: Банка утонула, потому что внутри в банке нет воздуха, она и утонула.

В: Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.

В: А если появится маленькая дырочка - пробоина?

Д: Тогда кораблик затонет

В:-  Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет.

Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

Уважаемые коллеги, в  процессе проведения данного эксперимента перед вами была выделена проблема, а именно «Плавает ли железо?». Далее были выдвинуты гипотезы: плавает, тонет. Были предложены варианты решения выделенной проблемы. А в заключении проведено обобщение полученных данных. Именно в процессе такого экспериментирования мы и учим детей сомневаться,  в истинности знаний как таковых, железо тонет, но при определенные условиях оно плавает.

Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

История про Мышонка продолжается. Так как Мышонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Решил он позвать своего друга Лягушонка. Но тут он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро, и солнышко начало восходить, Мышонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 3. Волшебные цветы.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

В. У меня есть цветы, но они засохли. Как вы думаете, что надо сделать, чтоб цветы распустились?

Д. Надо их опустить в воду. Цветы любят воду.

В: Опустите кувшинки на воду. Что происходит?

Д: Лепестки цветов «распускаются».

В: Почему? (Ответы детей)

Вывод. В: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются». Бумага сделана из дерева. А дерево впитывает воду.

Полюбовался Мышонок на кувшинки и стал звать Лягушонка играть.

А лягушонок грустный и играть не хочет, заболел.

 Оказывается в пруду много мусора и вода очень грязная. Как помочь лягушонку?

Опыт 4: Очистка воды.

Д: Надо очистить пруд от мусора и грязи.( Целеполагание )

В: Вот вода из пруда. Какая она?

Д: Вода грязная.

В: А как вы думаете очистить грязную воду можно?

Д: Надо пропустить воду через фильтр. (выдвижение  гипотез детьми)

В: А если фильтра нет?   (выдвижение  гипотез детьми)

Д: тогда можно очистить воду подручными материалами. Например, салфетками и ватными  дисками.

Возьмите  воронку, вложите в неё салфетку  и  ватный диск. Теперь  пропускайте грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой. (Проверка предположений)

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала.

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой.

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки. –

Куда ещё может пригодиться эта вода?

Д: полить растение, но пить ее нельзя.

В:  Что мы можем посоветовать  людям - путешественникам? Где им взять воду пригодную для питья?

Д: Найти родник, но воду фильтровать, кипятить.

В: Что нужно делать, чтобы сохранить чистую воду в водоёмах?

Вывод: Надо беречь природу -Не бросать мусор, очищать берега рек и озер.

В:   Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами.

Дети: (отвечают по таблице) вода без запаха, без цвета, без вкуса. Но растворяет некоторые вещества и приобретает их цвет и вкус.

Физминутка     : « Льется чистая водица,

                                    Мы умеем сами мыться.

                                    Порошок зубной берем,

                                    Крепко щеткой зубы трём.

                                    Моем тело, моем уши,

                                    После вытираем суше»

В:  Хорошо отдохнуть на берегу пруда, вода успокаивает, бодрит, восстанавливает силы.  Главное правило путешественника – не навреди природе. Животные то знают  о правилах поведения  в природе, как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе?

Д: Не загрязнять воду, не оставлять мусор, не убивать животных, не ломать деревья.

В: Очень хорошо, что вы все это знаете, значит,  делать этого не будете.

Ну что же, продолжим нашу работу.

В. Вот вы ребята молодцы! Очистили пруд. Лягушонок вас благодарит  и спасибо вам говорит.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

В. Дети, а почему так важно беречь воду?  Посмотрите на глобус, он почти весь голубой, так много на нём воды. (Проблемная ситуация)

Дети: Воды много,  но она солёная и не годится в пищу. .( Целеполагание )

В. Правильно. Давайте уточним, где вода солёная, а где пресная?

Д: В озере, в реке вода  пресная, а в море и океане солёная.

В: Можно представить -  морскую воду в соотношении с пресной водой как трёхлитровую банку и один стакан. Чего больше?

Д; Морской воды очень много, а пресной мало.

В : Правильно, а значит пресную воду надо беречь . А теперь я покажу вам фокус : у меня тут яйцо , которое я опускаю  в воду , а оно плавает . А сейчас положу яйцо в  другую емкость и ой утонуло . Какое странное яйцо , то плавает , то тонет . Как вы думаете в чем дело ?

Дети задумываются и дают самые необычные догадки.

Воспитатель :  не знаете, а хотите узнать секрет такого фокуса ?

Д: Да-да -да

В : я не зря принесла вам сегодня соль. Наше волшебное яйцо плавает именно в соленой воде ,хотите попробовать

Опыт № 5"  Почему надо беречь воду"

У вас у каждого по две емкости , сейчас мы добавим в них воды . Теперь положите туда аккуратно  яйца .Что  мы с вами видим ?

Дети дают свои ответы

В : правильно , оно утонуло у всех  почему?

Д: Потому что оно тяжелее воды.

В: А теперь давайте во вторую емкость добавим соль 5 ложек и размешаем , чтобы она растворилась. Молодцы , соль размешали , а теперь ложкой достаем яичко и кладем  в соленую воду . Что у вас  получилось?

 Дети : Яйцо всплыло, потому что оно стало легче воды .

В : Молодцы , правильно , в пресной воде яйцо тонет  потому , что оно тяжелее , а в соленой не тонет - так как легче . А значит солёная вода какая?

Д: Солёная вода тяжёлая.

 В: Пригодна ли она для употребления в пищу?

Д: Солёная  вода  не годится для еды. Поэтому надо пресную воду беречь

В:.А как это можно сделать?

Д: Закрывать кран во время, не засорять реки и озёра.

В.  Мы с вами сегодня много нового узнали о соли. Морская  соль практически ничем не отличается от пищевой соли, единственным отличием будет то, что в морской соли немного больше минералов, нежели в пищевой. Поэтому, что морская, что пищевая соль по вредности будут одинаковы. 

Морская соль, как и любая другая, может нанести вред организму только в случае ее без контрольного употребления, злоупотребления, то есть применения ее в пишу в большем количестве, чем это требует организм

Лягушонок:  Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем пруду снова будет  чисто, весело! Я хочу вас за это поблагодарить – посвятить вас в отряд «Защитников природы».

Теперь  у нас праздник! Давайте сделаем в честь праздника салют!

Опыт № 6 "  «Салют»

В. Дети вы видели салют? А для чего делают салюты?

Д.Для красоты и поднятия настроения.

В.Сегодня я вас научу, как можно его сделать из лимона и з лимонной кислоты. Надо взять  3 ложки соды нужно насыпать в лимон, добавить немного пищевой краски, моющее средство. Размешать. Образуется пена, она поднимается и выливается через край. Происходит химическая реакция. Создаётся эффект пенного салюта.

Попробуйте самостоятельно сделать опыт. (Дети проводят опыт)

В. Ну как настроение у вас хорошее? Вот как мы потрудились на славу,

но такие опыты без взрослых проводить опасно. Будьте осторожны . Соблюдайте правила безопасности.

Вот на этом наша практическая деятельность закончилась.

Вывод:

Уважаемые коллеги, Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев

 Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Рефлексия:

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам принять участие в составлении  синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам. В переводе  с французского  синквейн  означает «пять»  Это стихотворение из 5 строк. В нём нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Можно сказать, что главное слово сегодня было?

 Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь нас  сопровождает

Радость.

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие

Путешествие

Развивающее, познавательное

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомиться с миром интересно

Исследование.

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика