Программа "Обучение детей грамоте и формирование навыков письма"
Программа "Обучение детей грамоте и формирование навыков письма" (с изменениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_gramote_i_formirovanie_navykov_pisma.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Вяземский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«ГАРМОНИЯ»
🖂 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, ул. 25 Октября, д.1- а Т/ф (48131) 2 – 38 – 27; 4 – 21-35
_____________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО на заседании методического совета, протокол от 23.12.2015г. № 11 | УТВЕРЖДЕНО Приказом СОГБУ СРЦН «Гармония» от 23.12.2015г. № 164 |
Программа
социально-педагогической направленности
«Обучение детей грамоте
и формирование навыков письма»
детей 6-7 лет
Составители:
Реброва В.А.,
учитель-логопед,
Молодцова Ю.В.,
воспитатель
Пояснительная записка
Программа социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.
Анализ реальной ситуации показывает, что большинство детей предшкольного возраста имеют низкий уровень речевого развития, недостаточную функциональную зрелость, несформированность коммуникативных навыков.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования социальной готовности к процессу обучения в школе через развитие коммуникативной зрелости.
Актуальность программы подтверждается тем, что статистические данные и данные результатов психолого-педагогического обследования детей пред дошкольного возраста специалистами Центра «Гармония», свидетельствуют о большом количестве нарушений в сфере общения и о недостаточной коммуникативной зрелости будущих первоклассников, которая рассматривается рядом специалистов в качестве ведущего компонента психологической готовности детей 6-7 лет к началу школьного обучения.
Для обучения детей грамоте и формированию навыка письма, учитывая конкретные условия учреждения, на базе которого реализуется программа (кратковременность пребывания ребенка), педагогически целесообразным считаем построение работы по следующим разделам:
- «Обучение детей грамоте».
- «Формирование навыка письма».
Это продиктовано тем, что обучение грамоте, развитие руки находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, а уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей готовности к овладению чтением и письмом.
Однако перенос сформированных навыков чтения, письма (равно как и счета) в ситуацию школьного обучения не будет успешным без социальной готовности к процессу обучения, выражающейся в коммуникативной зрелости. Именно коммуникативный компонент позволяет ребенку уточнить и сформировать набор знаний и представлений об окружающем мире, и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности, тем самым обеспечить относительно легкое вхождение в новую деятельностную среду. Формирование коммуникативных способностей на этапе подготовки к школе необходимо для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной деятельности.
Основная цель программы: развитие предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования социальной готовности к процессу обучения в школе.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить сложению слогов и чтению небольших слов;
- учить соблюдать правильную позу, держать карандаш и располагать тетрадь (лист бумаги) при письме;
- обучать детей этически ценным формам и способам поведения.
Развивающие:
- развивать навыки конструктивного взаимодействия;
- развивать способность к сопереживанию.
Воспитывающие:
- воспитывать способность к взаимовыручке и взаимопомощи;
- воспитывать культуру поведения на уроке.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет, предполагаемый состав группы – 12 человек.
Срок реализации программы – 4 месяца.
Форма организации занятий – групповые, подгрупповые.
Режим занятий – продолжительность академического часа изменена и составляет 30 минут, согласно возрастным особенностям и требованиям санитарных норм и правил для детей дошкольного возраста.
Методы обучения
Словесные | Наглядные | Практические |
Устное изложение | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Тренинг |
Беседа, объяснение | Показ приёмов выполнения заданий, упражнений, работа по образцу и т.п. | Тренировочные упражнения, тестовые задания |
Анализ текста | Наблюдение | Самостоятельное выполнение заданий |
Форма проведения занятий:
- игра – путешествие;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- игры;
- беседы;
- сказки, этюды и др.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат:
- складывает слоги, слова и небольшие предложения;
- соблюдает правильную позу, держит карандаш и располагает тетрадь (лист бумаги) при письме;
- ориентируется на нелинованном листе бумаги, в тетради в косую линейку;
- выполняет простейшие графические упражнения (обводка, штриховка, рисование различных линий).
Диагностика обучающихся по программе
«Обучение детей грамоте и формирование навыков письма»
Входная аттестация
Срок проведения: в течение 10 дней со дня зачисления несовершеннолетнего в объединение.
Цель: оценка уровня уже сформированных навыков обучающегося в основах грамоты, письма и коммуникативных умений.
Форма проведения: игра - путешествие «Приключение Колобка».
Содержание диагностики:
Упражнения «Поймай звук» - обучающимся предлагается хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук;
Задание «Соедини картинки и прочитай» - предлагается соединить картинки с буквой, на которые начинаются их названия.
Задание «Дорисуй карту» - обучающимся предлагается нарисовать линии, заштриховать фигуры и др.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки
№ п/п | Сформированность обучения грамоте в рамках входной аттестации | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Сформированность фонематического слуха и восприятия | Нарушений в фонематическом строе речи нет | Владеет навыками определения звука в слове, с помощью взрослого подбирает пары слов-паронимов | Слабо владеет навыками определения звука в слове, с помощью взрослого подбирает пары слов-паронимов |
2 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
3 | Умение выполнять простейшие графические упражнения и задания | Самостоятельно выполняет простейшие графические упражнения и задания | Выполняет простейшие графические упражнения и задания с помощью взрослого | Затрудняется в выполнении простейших графических упражнений и заданий |
4 | Умение ориентироваться на нелинованном листе бумаги | Достаточно хорошо ориентируется на ограниченной поверхности | Отмечаются отдельные признаки умения ориентироваться | Слабо владеет навыком ориентации на ограниченной поверхности |
5 | Умение договариваться со сверстниками, приходить к общему решению | Ребенок активно обсуждает со сверстниками возможный вариант выполнения задания: принимает позицию сверстника, выдвигает свою версию, сравнивает способы действия свои и партнера, координируют их, следит за реализацией принятого замысла | Ребенок частично может договориться о едином способе действия. | Ребенок не пытается договориться, действует по своему усмотрению. |
Промежуточная диагностика
Срок проведения: по окончании каждого раздела программы.
Цель: оценка уровня учащимися умений, заявленных в программе, по завершении каждого раздела.
Форма проведения: беседа-опрос, контрольные игровые задания и упражнения, тестовые игровые задания и упражнения.
Содержание диагностики:
Контрольные игровые задания и упражнения: упражнение «Веселые прищепки» (обучающимся предлагается выполнить фонематический разбор слова); задание «Собери домик» (обучающимся предлагается соотнести звук с буквой и прочитать слово).
Тестовые игровые задания и упражнения: упражнение «Геометрическая мозаика» (обучающимся предлагается нарисовать узор из геометрических фигур, продолжите его, выполнить штриховку по образцу); задание «Графический диктант» (обучающимся предлагается, используя устные указания воспитателя, выполнить задание на ориентировку по клеточкам и в линейке).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки
№ п/п | Сформированность обучения грамоте в рамках входной аттестации | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Сформированность навыка анализа и синтеза слова | Правильно определяет количество слогов, звуков в слове, характеризует звуки | Владеет навыками определения количества слогов в слове, с помощью взрослого характеризует звуки | Слабо владеет навыками определения количества слогов в слове, с помощью взрослого характеризует звуки |
2 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
3 | Умение штриховать геометрические фигуры и силуэты предметов | Аккуратно заштриховывает карандашом, не выходя за контур предметов | Не аккуратно заштриховывает карандашом, частично выходя за контур предметов | Не владеет навыком штриховки |
4 | Умение свободно ориентироваться в тетради и на листе бумаги, обводить рабочую строку, рисовать в её пределах элементы букв | Свободно ориентируется в тетради, обводит рабочую строку, аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Ориентируется в тетради, находит рабочую строку, не аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Плохо ориентируется в тетради, допускает грубые искажения при переносе графического образа |
Итоговая диагностика
Срок проведения: проводится на заключительном занятии программы.
Цель: определение динамики сформированности основ грамоты, письма и коммуникативных умений.
Форма проведения: развлечение.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Форма фиксации результата: протокол результатов диагностики обучающихся программы социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма».
Содержание диагностики и критерии оценки
№ п/п | Сформированность наблюдаемого параметра | Критерии оценки | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1 | Способ чтения | Знает буквы, умеет складывать слоги, читать слова и предложения | Знает буквы, складывает слоги, читает слова с помощью взрослого | Знает некоторые буквы, затрудняется складывать слоги и читать слова |
2 | Умение свободно ориентироваться в тетради и на листе бумаги, обводить рабочую строку, рисовать в её пределах элементы букв | Свободно ориентируется в тетради, обводит рабочую строку, аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Ориентируется в тетради, находит рабочую строку, не аккуратно рисует в её пределах элементы букв | Плохо ориентируется в тетради, допускает грубые искажения при переносе графического образа |
4 | Умение договариваться со сверстниками, приходить к общему решению | Ребенок активно обсуждает со сверстниками возможный вариант выполнения задания: принимает позицию сверстника, выдвигает свою версию, сравнивает способы действия свои и партнера, координируют их, следит за реализацией принятого замысла | Ребенок частично может договориться о едином способе действия. | Ребенок не пытается договориться, действует по своему усмотрению. |
Уровни освоения программы
Низкий уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе - менее 50% содержания образовательной программы (1 балл).
Средний уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе – от 50% до 70% содержания образовательной программы (2 балла).
Высокий уровень. Освоение теоретической и практической подготовленности по программе - более 70% содержания образовательной программы (3 балла).
На основании результатов итоговой аттестации обучающихся отслеживается:
- количество обучающихся (%), полностью освоивших дополнительную общеобразовательную программу, частично освоивших (%), не освоивших (%);
- причины невыполнения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы;
- необходимость коррекции содержания программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» имеет два раздела:
- обучение детей грамоте (реализуется учителем-логопедом);
- формирование навыка письма (реализуется воспитателем).
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем, разделов | Всего часов | В том числе | Форма аттестации/ контроль | |||
Теория | Практика | ||||||
1 | Входная аттестация: «Приключение Колобка» | 1 | - | 1 | Игра - путешествие | ||
Раздел «Обучение детей грамоте» | |||||||
40 | 1 | 39 | |||||
2 | Формирование представления о звуках. «В мире звуков» | 1 | 1 | - | - | ||
3 | Звук и буква А | 1 | - | 1 | - | ||
4 | Звук и буква У | 1 | - | 1 | - | ||
5 | Звук и буква И | 1 | - | 1 | - | ||
6 | Звук и буква О | 1 | - | 1 | - | ||
7 | Звук и буква Ы | 1 | - | 1 | - | ||
8 | Звуки М, Мь и буква М | 1 | - | 1 | - | ||
9 | Звуки Н, Нь и буква Н | 1 | - | 1 | - | ||
10 | Звуки Х, Хь и буква Х. Чтение слогов и слов с ними | 1 | - | 1 | - | ||
11 | Звуки К, КЬ и буква К | 1 | - | 1 | - | ||
12 | Звуки Т, Ть и буква Т | 1 | - | 1 | - | ||
13 | Звуки П, Пь и буква П. Анализа и синтеза слогов | 1 | - | 1 | - | ||
14 | Промежуточная аттестация раздела, Буквы Т, К, М, Н, Х, П | 1 | - | 1 | Контрольные игровые задания и упражнения | ||
15 | Звуки В, Вь и буква В | 1 | - | 1 | - | ||
16 | Звуки Г, Гь и буква Г | 1 | - | 1 | - | ||
17 | Звуки Б, Бь и буква Б | 1 | - | 1 | - | ||
18 | Звуки Д, Дь и буква Д | 1 | - | 1 | - | ||
19 | Буква Е | 1 | - | 1 | - | ||
20 | Звуки Ф, Фь и буква Ф | 1 | - | 1 | - | ||
21 | Дифференциация звуков и букв Т-Д, П-Б | 1 | - | - | - | ||
22 | Дифференциация звуков и букв К-Г, В-Ф | 1 | - | - | - | ||
23 | Звуки С, Сь и буква С | 1 | - | 1 | - | ||
24 | Буква Й | 1 | - | 1 | - | ||
25 | Звуки З, Зь и буква З | 1 | - | 1 | - | ||
26 | Парные согласные звуки С-Сь, З-Зь и буквы С-З | 1 | - | 1 | - | ||
27 | Звуки Л, Ль и буква Л | 1 | - | 1 | - | ||
28 | Звук Ш и буква Ш. Дифференциация С-Ш | 1 | - | 1 | - | ||
29 | Звуки Р, Рь и буква Р | 1 | - | 1 | - | ||
30 | Дифференциация звуков и букв Л-Р | 1 | - | - | - | ||
31 | Звук Ж и буква Ж. Дифференциация Ж - Ш | 1 | - | 1 | - | ||
32 | Буква Ё | 1 | - | 1 | - | ||
33 | Звук и буква Ц. Дифференциация С - Ц | 1 | - | 1 | - | ||
34 | Буква Я | 1 | - | 1 | - | ||
35 | Звук и буква Ч | 1 | - | 1 | - | ||
36 | Звук и буква Э | 1 | - | 1 | - | ||
37 | Звук и буква Щ. Дифференциация Ш - Щ | 1 | - | 1 | - | ||
38 | Буква Ю | 1 | - | 1 | - | ||
39 | Буква Ь мягкий знак | 1 | - | 1 | - | ||
40 | Буква Ъ твердый знак | 1 | - | 1 | - | ||
41 | Итоговая аттестация раздела. «В сказочной стране звуков и букв» | 1 | - | 1 | Контрольные игровые задания и упражнения |
Раздел «Формирование навыков письма» | ||||||
22 | 1 | 21 | ||||
42-43 | Правила посадки, расположение тетради при письме, правильное держание карандаша, ручки | 2 | 1 | 1 | - | |
44 | Ориентировка на нелинованной бумаге. Формирование пространственных представлений | 1 | - | 1 | - | |
45 | Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Улитка» | 1 | - | 1 | - | |
46 | Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Клубок», «Шланг» | 1 | - | 1 | ||
47 | Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Полет бабочки» | 1 | - | 1 | ||
48 | Ритмичные круговые линии небольшого размаха. Обводка контура (линии внутри него): «Мороженое» | 1 | - | 1 | - | |
49 | Ритмичные круговые линии небольшого размаха. Обводка контура (линии внутри него): «Полет стрекозы» | 1 | - | 1 | ||
50 | Полуовалы. Проведение линий по пунктиру и самостоятельно: «Салют» | 1 | - | 1 | - | |
51 | Полуовалы. Проведение линий по пунктиру и самостоятельно: «Прыжки лягушки, кузнечика» | 1 | - | 1 | ||
52 | Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Волны» | 1 | - | 1 | - | |
53 | Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Чешуя рыбы» | 1 | - | 1 | ||
54 | Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Огурцы и помидоры» | 1 | - | 1 | ||
55 | Промежуточная аттестация раздела. «Умелые пальчики» | 1 | - | 1 | Тестовые игровые задания и упражнения | |
56 | Линии прямые и наклонные: «Горизонтальные и вертикальные линии» | 1 | - | 1 | - | |
57 | Линии прямые и наклонные: «Наклонные линии» | 1 | - | 1 | ||
58 | Линии прямые и наклонные: «Дождь» | 1 | - | 1 | ||
59 | Ознакомление со штриховкой: штриховка слева направо, сверху вниз | 1 | - | 1 | - | |
60 | Ознакомление со штриховкой: наклонная штриховка | 1 | - | 1 | ||
61 | Петлеобразные линии разного размера | 1 | - | 1 | - | |
62 | Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой «Веселые дорожки» | 1 | - | 1 | - | |
63 | Итоговая аттестация раздела. «Волшебные фигуры» | 1 | - | 1 | Тестовые игровые задания и упражнения | |
Итоговая аттестация по результатам программы. | ||||||
64 | «Лесная школа» | 1 | - | 1 | Развлечение | |
Итого занятий | 64 | 2 | 62 |
Содержание программы раздела
«Обучение детей грамоте»
1. Формирование представлений о звуках. «В мире звуков».
Теория. Познакомить с понятием «речевой звук», ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
2. Звук и буква А.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Определи место звука в слове», «Один-много», «Пишем букву А», физкультминутка «Пожалуйста».
3. Звук и буква У.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Соедини правильно», «Прорисуй букву в воздухе», «Напечатай букву У», физкультминутка «Остановись на звук У».
4. Звук и буква И.
Практика. Игры и упражнения: «Определи место звука в слове», «Раскрась все буквы И», «Пишем букву И», физкультминутка «Слушай, делай».
5. Звук и буква О.
Практика. Игры и упражнения: «Живые звуки», «Посмотри, назови», «Пишем букву О», физкультминутка «Будь внимательным!».
6. Звук и буква Ы.
Практика. Игры и упражнения: «Определи место звука в слове», «Раскрась все буквы Ы», «Зачеркни все буквы Ы», «Напечатай букву Ы».
7. Звуки М, Мь и буква М.
Практика. Игры и упражнения: «Определи место звука в слове», «Зачеркни все буквы М», «Учимся читать слоги», «Пишем букву М», физкультминутка «Мы топаем ногами».
8. Звуки Н, Нь и буква Н.
Практика. Игры и упражнения: «Определи место звука в слове», «Зачеркни все буквы Н», «Учимся читать слоги», «Пишем букву Н», физкультминутка «Мы топаем ногами».
9. Звуки Х, Хь и буква Х.
Практика. Игры и упражнения: «Определи место звука в слове», «Зачеркни все буквы Х», «Учимся читать слоги и слова», «Пишем букву Х», физкультминутка «Мы топаем ногами».
10. Звуки К, Кь и буква К.
Практика. Игры и упражнения: «Поймай звук», «Найди правильную букву К», «Пишем букву К», «Читаем первые слоги и слова», физкультминутка «Кузнечики».
11. Звуки Т, Ть и буква Т.
Практика. Игры и упражнения:«Пишем букву Т и читаем слоги», «Раскрась все буквы Т», «Напиши букву Т», физкультминутка «Топали да топали».
12. Звуки П, Пь и буква П. Анализ и синтез слогов.
Практика. Игры и упражнения: «Отгадай загадку», «Речевая зарядка», «Дополни предложение», Физкультминутка «Зайчата». Упражнение «Пишем букву П».
13. Промежуточная аттестация раздела. Чтение слогов и слов с буквами Т, К, М, Н, Х, П.
Практика. Игры и упражнения: «Вставь нужные буквы в слова», «Прочитай слоги», «Какие буквы спрятались?», «Прочитай. Выполни звуковой анализ слов», «Определи количество слогов в слове», «Читай слоги».
14. Звуки В, Вь и буква В.
Практика. Игры и упражнения: «Найди букву В», «Читай капельки», «Перепиши слоги», «Пишем букву В», физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
15. Звуки Г, Гь и буква Г.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Читай слова», «предложения читай, букву Г определяй», «Напечатай букву Г».
16. Звуи Б, Бь и буква Б.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Читай слова», «предложения читай, букву Б определяй», «Напечатай букву Б».
17. Звуки Д, Дь и буква Д.
Практика. Игры и упражнения: «Послушай, повтори», «Читай слова», «предложения читай, букву Д определяй», «Напечатай букву Д».
18. Буква Е.
Практика. Игры и упражнения: «Найди букву, Е-подчеркни,е-обведи», «Прочитай слоги и слова».
19. Звуки Ф, Фь и буква Ф.
Практика. Игры и упражнения: «Определи звук в слове», «Напиши букву», «Раскрась все буквы Ф», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
20. Дифференциация звуков Т-Д, П- Б. Чтение слогов с ними.
Практика. Игры и упражнения: «Прочитай правильно буквы», «Цветные кнопочки», «Прочитай слоги».
21. Дифференциация звуков К – Г, В- Ф. Чтение слогов с ними.
Практика. Игры и упражнения: «Прочитай правильно буквы, слоги и слова», «Цветные кнопочки», «Прочитай слоги».
22. Звуки С, Сь и буква С.
Практика. Игры и упражнения: «Зачеркни все буквы», «Прочитай и выполни звуковой анализ слогов и слов», «Раскрась все буквы», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
23. Буква Й.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слова и предложения».
24. Звуки З, Зь и буква З.
Практика. Игры и упражнения: «Зачеркни все буквы», «Прочитай и выполни звуковой анализ», «Раскрась все буквы», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
25. Парные согласные звуки С- З и буквы С – З.
Практика. Игры и упражнения: «Напиши слова», «Спиши предложения», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
26. Звуки Л, Ль и буква Л.
Практика. Игры и упражнения: «Определи звук в слове», «Напиши букву», «Раскрась все буквы Л», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
27. Звук Ш и буква Ш. Дифференциация С – Ш.
Практика. Игры и упражнения: «Напиши букву», «Прочитай и выполни звуковой анализ», «Прохлопай каждое слово и раздели его на слоги», «Составь слова из слогов и подпиши картинки», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
28. Звуки Р, Рь и буква Р.
Практика. Игры и упражнения: «Определи звук в слове», «Напиши букву», «Раскрась все буквы Р», «Определи звук и соедини картинку с буквой».
29. Дифференциация звуков и букв Л – Р.
Практика. Игры и упражнения «Послушай – повтори», «Прочти, не ошибись».
30. Звук Ж и буква Ж. Дифференциация Ж-Ш.
Практика. Игры и упражнения: «Напиши букву», «Прочитай и выполни звуковой анализ», «Прохлопай каждое слово и раздели его на слоги», «Составь слова из слогов и подпиши картинки», «Определи звук и соедини картинку с буквой». Игры и упражнения: «Читаем, буквы различаем», «Определи звук в слове и соедини картинку с букой».
31. Буква Ё.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слоги и слова», «Отгадай загадку».
32. Звуки и буквы Ц. Дифференциация С-Ц
Практика. Игры и упражнения: «Напиши букву», «Прочитай и выполни звуковой анализ», «Напиши слова», «Спиши предложения».
33. Буква Я.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слоги и слова».
34. Звук и буква Ч.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слоги и слова», «Прочитай и ответь на вопросы».
35. Звук и буква Э.
Практика. Игры и упражнения: «Живые звуки», «Чего не стало?». Игры «Волшебный мешочек»,упражнение «Пишем букву Э», физкультминутка «Мы ногами топаем».
36. Звук и буква Щ. Дифференциация звуков и букв Ш-Щ.
Практика. Игры и упражнения: «Читай и чётко проговаривай звуки», «Прохлопай каждое слово и раздели его на слоги», «Составь слова из слогов и подпиши картинки», «Определи звук и соедини картинку с буквой». Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слова», «Прочитай и договори предложение», «Исправь ошибку».
37. Буква Ю.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слова», «Ответь на вопросы».
38. Буква Ь мягкий знак.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слова», «Ответь на вопросы».
39. Буква Ъ твёрдый знак.
Практика. Игры и упражнения: «Найди правильную букву», «Читай слова с «ь» знаком», «Ответь на вопросы», «Отгадай загадки».
40. «В сказочной стране звуков и букв».
Практика. «Собери слово», «Подбери словечки», «Объясни выражение», физкультминутка «Незнайкина зарядка».
Содержание программы раздела
«Формирование навыков письма»
1. Правила посадки, расположение тетради при письме, правильное держание карандаша, ручки.
Теория. Мультимедийная презентация «Я учусь писать». Работа с демонстрационным материалом. Упражнение «Как правильно держать ручку, карандаш».
Практика. Игровое задание «Дорожки». Штриховка «Заштрихуй предмет». Ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Едет, плавает, летает», «Полянка в лесу», «Графический диктант». Обводка картинки и линии в строке «Обведи картинки». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры: «Моем руки», «Шарик». Физкультминутка «Согласен – не согласен», «Повороты». Дидактическая игра «Разминка-шутка».
2. Ориентировка на нелинованном листе бумаги. Формирование пространственных представлений.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Две сороконожки», «Совушка - сова». Дидактические игры «Справа – слева», «Найди одинаковые картинки», «Машины едут по дороге». Викторина «Хочу все знать». Физкультминутка «Люблю – не люблю», «Начинается разминка». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Ориентирование на ограниченной поверхности «Справа, слева, между».
3. Ритмичные круговые линии, имеющие широкий размах. Обводка контура (линии внутри контура): «Улитка», «Клубок», «Шланг», «Полет бабочки».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Мышонок», «Гуси-гуси», «Опята и ребята». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Вот так!», «Гимнастика», «Бабочка». Дидактические игры «Закончи предложение», «Умная переменка», «Много – мало», «Сочини потешку», «Закончи предложения», «Парочки». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Улитка», «Шланг», «Клубок», «Полет бабочки».
4. Ритмичные круговые линии небольшого размаха. Обводка контура (линии внутри него): «Мороженое», «Полет стрекозы».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Про бабку», «Сорока-белобока», «Царев двор». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Пожалуйста», «Новогодний хоровод», «Страус Куки» Отгадывание загадок. Работа в прописи «Мороженое», «Шары», «Полет стрекозы». Дидактические игры «Назови противоположности», «Собери картинку», «Парочка» (насекомые).
5. Полуовалы. Проведение линий по пунктиру и самостоятельно: «Салют», «Прыжки лягушки, кузнечика».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик», «Кулачок», «Два медведя». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «А часы идут, идут», «Вышли уточки на луг». Работа в прописи «Салют», «Прыжки лягушки, кузнечика». Дидактические игры «Части и целое», «Найди лишнее слово», «Много – мало». Отгадывание загадок.
6. Полуовалы. Обводка по пунктиру: «Волны», «Чешуя рыбы», «Огурцы и помидоры».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Тук-тук», «Муха», «Цыплятки». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Гимнастика для глаз. Физкультминутка «Ветер, воздух, вода, земля», «Зарядка». Отгадывание загадок. Дидактические игры «Рыбы, птицы, звери», «Будь внимателен!», «Что изменилось?». Работа в прописи «Волны», «Чешуя рыбы», «Огурцы и помидоры».
7. Промежуточная аттестация раздела «Умелые пальчики».
Практика. Формирование пространственных представлений «Котята разбежались», ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Что вверху? Что внизу?», обводка и рисование линий в картинках «Силуэт», «Дорожки». Дидактическая игра «Волшебные палочки». Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Засыпалочка». Физкультминутка «Встретились Бука и Бяка».
8. Линии прямые и наклонные: «Горизонтальные и вертикальные линии», «Наклонные линии», «Дождь».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Указочка», «Трик-трак», «Улитка». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Ветерок», «Чудаки», «Дом Джека». Дидактические игры «Математический планшет», «Назови одним словом». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Горизонтальные и вертикальные линии», «Наклонные линии», «Дождь». Раскрашивание с использованием оттенков одного и того же цвета.
9. Ознакомление со штриховкой. Штриховка слева направо, сверху вниз. Наклонная штриховка.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры «Боровичок», «Пальчики». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Пешеходы». Дидактические игры «Светофор», «Читаем карту города», «Умная переменка», «Конструктор», «Закончи предложение». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Штриховка слева направо, сверху вниз», «Наклонная штриховка».
10. Петлеобразные линии разного размера.
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Конструирование петли из шнурка и проволоки. Упражнение с раздаточным материалом «Раз петелька, два петелька». Дидактическая игра «Шнуровки». Пальчиковая игра «Моя семья». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Дом Джека». Отгадывание загадок. Работа в прописи «Петли», «Узор из петель».
11. Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой «Веселые дорожки».
Практика. Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «Зайка и ежик». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Физкультминутка «Танец неваляшек». Дидактические игры «Назови, чего нет у вас дома», «Договори фразу». Работа в тетради в косую линейку «Учимся ориентироваться на листе бумаги в линейку», «Допиши по образцу», «Найди и обведи», «Допиши буквы».
12. Итоговая аттестация раздела. «Волшебные фигуры».
Практика. Рисование различных линий «Поставь точку в центр круга», «Проведи прямые линии, не отрывая руки», « Проведи путь по лабиринту», «Заштрихуй фигуру», «Скопируй фигуры», «Дорисуй рисунки», штриховка «Грузовик», «Домик с садом», формирование пространственных представлений «Дрессированные котята», «Что изменилось?», ориентирование на ограниченной поверхности нелинованного листа бумаги «Геометрическая мозаика», обводка картинки и линии в строке «Графический диктант», обводка и рисование различных линий в картинках «Силуэт», «Ковер». Комплекс пальчиковой гимнастики. Пальчиковая игра «В гости на блины». Комплекс пальчиковой гимнастики с колючим мячом. Дидактические игры «Волшебные палочка», «Дотронься до …».
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников
в рамках программы социально-педагогической направленности
«Обучение детей грамоте и формирование навыков письма».
Раздел «Готовимся к школе вместе»
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов, но и родителей.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
Во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику.
Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра.
В-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков. Каждый звук осваивается ребенком в разном возрасте. Поэтому трудные в произношении звуки [р], [л] и буквы Л, Р изучаются последними.
Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу, по которому дети овладевают навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
Цель раздела «Готовимся к школе вместе» в рамках программы социально-педагогической направленности «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» у детей 6-7 лет - создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к обучению грамоте.
Задачи:
- знакомить родителей с критериями готовности ребенка к обучению чтению и письму;
- информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе), их причинах;
- актуализировать у родителей потребность в диалоге с педагогами, в совместной деятельности с ними по вопросам подготовки детей к обучению чтению и письма;
- помочь родителям оценить собственные методы обучения чтению и письму;
- способствовать развитию творческой инициативы родителей в формировании у детей устойчивого интереса к обучению в школе;
- способствовать приобретению родителями и педагогами опыта сотрудничества по созданию благоприятных условий для обучения ребёнка в детском коллективе и дома;
- обогащать детско-родительские отношения опытом игрового сотрудничества и совместной интеллектуально-творческой деятельности;
- способствовать приобретению родителями знаний, практических умений и навыков осуществления совместной работы.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость учреждения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
Формы работы с семьей:
- Интерактивные формы (анкетирование, интервьюирование, дискуссия, круглые столы, семинары-практикумы, консультации специалистов).
- Традиционные формы (родительские встречи, круги общения, развлечения).
- Просветительские формы (использование интернет-ресурса для освещения деятельности учреждения по подготовке детей к обучению чтению и письму, организация клубной деятельности, выпуск бюллетеней, информационных листков, оформление стендов, тематических уголков).
№ | Форма проведения | Тема |
1 | Анкетирование, тестирование, диагностика | Тестирование детей «Моя семья». Тестирование детей «Два домика». Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?». Анкетирование родителей «Как помочь учиться?». Выявление педагогической культуры родителей. Выявление особенностей воспитания детей в семье. Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку? Определение типа детско-родительских отношений. Игровое общение с ребенком. Диагностика готовности ребенка к обучению грамоте и письму (по индивидуальному запросу родителей). |
2 | Семинары-практикумы | Умелые пальчики. Учимся слышать звуки. Артикуляционная гимнастика. Веселый язычок. Умеем ли мы общаться? Верны ли мои методы воспитания? |
3 | Игроклуб | Пальчиковый игротренинг. Упражнения на развитие межполушарных связей. Волшебные линии. Веселые дорожки. Будь внимателен! Тренируем память. |
4 | Детско-родительские встречи | Готовимся к школе вместе. Виртуальная экскурсия в страну Знаний. Развивающие игры для будущего школьника. |
5 | Беседы | Правила организации занятий с детьми 6-7 лет в домашних условиях по формированию навыков письма. Как помочь ребенку стать самостоятельным. Заповеди для мамы и папы будущего первоклассника. Адаптация к школе. На пороге школы. Скоро в школу. Нежелание идти в школу. Родительское НЕЛЬЗЯ при соблюдении режима дня. Балуем ребенка? Дисциплина – это обучение правильному поведению. Играя – познает мир. Детская любовь. Как помочь непопулярному школьнику найти друзей. Как научить ребенка общаться. Поощрения и наказания. Как воспитать любовь к чтению. |
6 | Консультации, круги общения | Возрастные особенности детей 6-7 лет. Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста. Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Что такое «готовность ребенка к школьному обучению»? Готов ли ребенок к школе в 6,5 лет? |
7 | Информационный уголок для родителей | Знания и навыки, необходимые будущему первокласснику. Что значит «психологическая готовность к школе»? Страничка логопеда. Умные стихи. Игра в жизни ребенка. Правила, которые делают чтение привлекательным для ребенка. |
8 | Памятки для родителей | Родителям будущего первоклассника. Памятка родителю от ребенка. Готовимся к школе летом. Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу? 10 советов родителям будущих первоклассников. Оптимизация режима дня будущего школьника. Готовность к школе: что мы не понимаем? Секреты школьной мотивации, или зачем учиться? Здравствуй, школа! Как организовать развивающие занятия в домашних условиях. От игры к учебе, или кризис 6-7 лет. |
Результативностью данного раздела программы можно считать:
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросе обучения детей грамоте, формирования навыков письма и степени заинтересованности взрослых в вопросах всестороннего развития ребенка;
- получение теоретических знаний, практических умений и навыков осуществления работы по интеллектуально-творческому развитию ребенка;
- приобретение опыта сотрудничества по созданию благоприятных условий для успешной адаптации ребенка к школьному обучению;
- повышение активности родителей в совместной с педагогом деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков письма.
Список литературы для педагога:
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Грехова Л. И., Олешкевич Т. Г. Региональная программа дошкольного образования «Планета детства». Валеологический блок. Ставрополь. СГПИ, 1995.
- К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
- Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М.: АРКТИ, 2001.
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000.
Методическое обеспечение программы
- Конспекты занятий.
- Материалы по аттестации обучающихся.
- Методический материал «Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой.
- Методический материал по обследованию речи О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова.
- Методический материал «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяева, Е.В.Савостьянова.
- Настольные и дидактические игры по тематике («Математический планшет», «Парочки» (насекомые, овощи-фрукты-ягоды), «Двойняшки» (дикие и домашние животные, птицы, предметы вокруг нас); «Подбери картинку», «Расшифруй слова», «Веселый паровозик», «Почитайка», «Сложи слово», «Подбери узор», «Сравни и подбери», «Логопедическое лото» (звуки ш-ж, звуки з-зь, р-рь, ч-щ, с-сь-ц); «Лото из букв, слов, стихов, загадок»; «Лото: учимся правильно произносить звуки», «Классная касса букв»; звуковой плакат «Учимся читать»).
- Наглядный материал по тематике (демонстрационный материал «Школьные принадлежности» Вохринцева С.; демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения «Формируем навыки чтения» Суканова С.П., Бетц Л.Л.).
- Памятки для родителей.
Материально-техническое обеспечение программы
Учебный класс:
- классная доска,
- конторки Базарного для обучающихся,
- стол и стул для педагога,
- магнитная доска,
- музыкальный центр,
- зрительно-вестибулярный тренажер,
- учебный комплект для обучающегося (индивидуальная магнитная доска, подставка под карандаши, мяч-массажер, шарик су-джок, индивидуальное зеркало, счетные палочки).
Кабинет для индивидуальных занятий учителя-логопеда:
- стол и стул для обучающегося,
- зеркало,
- доска школьная магнитная,
- стол и стул для педагога,
- компьютер,
- принтер,
- материал для обследования устрой и письменной речи,
- картинный и демонстрационный материал.
Список литературы
- Батяева С.В. Логопедические паззлы.- Москва, РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.
- Безкуких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики.- Москва, Дрофа, 2000.
- Володина Н.В. Пишу красиво.- Москва, Эксмо, 2008.
- Гаврилова С.В. Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу. Часть 1.- Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 2002.
- Гаврилова С.В. Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу. Часть 2.- Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 2002.
- Гаврилова С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Готовим руку к письму.- Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- Москва, ВЛАДОС, 1998.
- Косинова Е.М. Азбука правильного произношения.- Москва, Эксмо, 2005.
- Косинова Е.М. Упражнения для развития речи.- Москва, Эксмо, 2006.
10. Косинова Е.М. Уроки логопеда для развития речи.- Москва, Эксмо, 2006.
11. Косинова Е.Н. Гимнастика для пальчиков.- Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
12. Соколова Е.И. Развиваем речь: прописи-загадки.- Тула, АТБЕРГ, 2004.