Конспект семинара-практикума для родителей "Говорящие пальчики"
Семинар-практикум дя родителей "Говорящие пальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govoryashchie_palchiki.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
- Конспект
- Семинар-практикум для родителей и детей
- «Говорящие пальчики»
Составитель:
Реброва В.А., учитель-логопед
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
- знакомить родителей с правилами, которые необходимо соблюдать в играх на кухне; с развивающими играми и заданиями на кухне;
- формировать у родителей элементарные представления о роли нестандартных игр в психофизическом развитии ребенка;
- содействовать общению детей и родителей, укреплению гармоничных отношений между ними;
- активизировать потребность поиска новых вариантов игр и заданий для детей в домашних условиях;
- дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности;
- развивать зрительный контроль действия рук;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи, повышение педагогической культуры общения между родителями и детьми.
Оборудование: мультимедийная презентация «Говорящие пальчики»; массажные мячи; массажеры «Су-джоку»; набор цветных прищепок; картонные шаблоны «солнце», «облако», «дерево», «цветок», «трава»; соленое тесто; пластилин; различные крупы (фасоль, гречка, перловка, горох), макаронные изделия; набор бусин и пуговиц; шнурок.
Ход занятия.
Вводная часть.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
К сожалению, в последнее время значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё недавно процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботинки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботинок и аккуратного застёгивания пуговиц. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Взрослому необходимо умело превратить незатейливую игру в образовательную.
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» (А.С.Макаренко).
Давайте сегодня поговорим об игре и, в частности, играх на кухне, там, где мама проводит большую часть времени, где все члены семьи собираются вместе, где у ребенка появляется возможность приобрести полезные навыки, знания.
Разумеется, требуются особые меры предосторожности, и соблюдение некоторых правил. Просмотр мультимедийной презентации «Говорящие пальчики».
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувство меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.
Правило третье: не будьте «занудами». Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребенка. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим малышом. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи?
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Игры на кухне решают множество задач: обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи ребенка; развитие дыхания, ручной моторики; скоординированных движений рук. Кроме этого они способствуют реализации творческих способностей; общему развитию детей, воспитанию звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячом.
Для массажа можно использовать как специальный массажный мяч, так и подручные материалы (карандаш, шишка, бигуди, скомканный в шарик лист бумаги и т.д.). Выполняйте движения с одновременным проговариванием стихотворений.
Ежик выбился из сил- Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал. | Жалеем ежика: гладим, трем ему бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом, когда показываем, как он убежал. |
Упражнение с массажерами «Су-джоку» и прищепкой.
Ходи ежик по тропинке За грибами без корзинки. А зачем ему корзинка, Если есть в иголках спинка? | Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями вперед – назад. |
В колобок свернулся ежик, Ежик очень колкий. Нет ни мордочки, ни ножек. Даже осторожненько Не погладишь ежика. Острые колючки Колют Тане ручки. | Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями круговыми движениями. |
Таня блюдце с молоком Принесла ежонку, Отошла на пять шагов И стоит в сторонке. | Пощипывание прищепкой левой ладони. |
Ежик тут не удержался Перед искушением, Потихоньку развернулся – Выпил угощенье, Фыркнул, носом покрутил И в кусты засеменил. | Пощипывание прищепкой правой ладони. |
Каждый день теперь на дачу, Только солнышко зайдет, Гость приходит к нашей Тане – Молоко из блюдца пьет. | Перекатывание шарика «Су-джоку» между ладонями круговыми движениями. |
Задания в парах «родитель – ребенок».
- «Расскажу вам, дети, сказку».
На заготовленные заранее шаблоны родитель и ребенок прикрепляют цветные прищепки по периметру, придумывают и показывают сказку.
- «Я пеку, пеку, пеку».
Из соленого теста родитель и ребенок вылепляют пирог, украшают его с помощью макаронных изделий и крупы.
- Игра-сортировка «Золушка».
В коробе сложены разные виды круп, макарон. Родителю и ребенку предлагается сортировать их и назвать все, что было в миске.
- «Разложи по цвету, форме».
В миске перемешаны разные виды бусин, пуговиц. Родителю и ребенку предлагается разложить предметы по форме и цвету.
- Выложи узор.
На заготовке из пластилина родитель и ребенок вдавливают мелкие предметы в виде мозаики.
- Бусы для мамы.
Родитель и ребенок нанизывают на шнурок различные виды макаронных изделий, чередуя их в определенной последовательности. Получаются замечательные бусы.
Речевая игра «Вышла чашка погулять».
Раз – два – три – четыре - пять - | Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их. |
Вышла чашка погулять. Мимо чайник пролетает - | Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай». |
Чашку чаем наполняет: - Буль-буль!.. | Хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2 раза). |
Ой-ей-ей! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен сахар кусковой. | Хлопают ладонями по коленям. |
Раз – два – три – четыре - пять - | Сжимают и разжимают пальцы. |
Вышел сахар погулять. Мимо ложка пролетает, | Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой. |
Сахар в чашке растворяет: - Дзынь-дзынь!.. | Хлопают в ладоши (2 раза). |
Ой-ей-ей! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен пряник расписной! | Хлопают ладонями по коленям. |
Раз – два – три – четыре - пять - | Сжимают и разжимают пальцы. |
Вышел пряник погулять. Рядом зубки поджидают - | Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой. |
В прятки с пряником играют: - Хруст-хруст!.. | Стучат кулачками друг о друга (2 раза). |
Ай-яй-яй! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
По столу растекся чай! | Поглаживают колени ладонями. |
Раз – два – три – четыре - пять - | Сжимают и разжимают пальцы. |
Вышла тряпка погулять. Тряпка в чае извозилась, Тряпка фыркала и злилась: | Потирают ладони друг о друга. |
Раз – два – три – четыре - пять - | Стучат кулачками по бедрам (5 раз). |
Не хочу с тобой играть! | Топают ногами. |
Подведение итогов.
Родители и дети представляют свою работу, рассказывают, что понравилось, с какими трудностями пришлось столкнуться.