Готовимся к школе вместе
семинар-практикум для родителей и детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gotovimsya_k_shkole_vmeste.doc | 60 КБ |
prezentatsiya_gotovimsyak_shkole_vmeste.pptx | 116.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Семинар-практикум для родителей и детей
«Готовимся к школе вместе»
Составители:
Реброва В.А., учитель-логопед,
Хорошилова Ю.В., педагог-психолог,
Молодцова Ю.В., воспитатель
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
- знакомить родителей с правилами, которые необходимо соблюдать в развивающих играх и заданиях;
- формировать у родителей элементарные представления о роли нестандартных игр в психофизическом развитии ребенка;
- содействовать общению детей и родителей, укреплению гармоничных отношений между ними;
- активизировать потребность поиска новых вариантов игр и заданий для детей в домашних условиях;
- дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности;
- развивать зрительный контроль действия рук;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи, повышение педагогической культуры общения между родителями и детьми.
Оборудование: презентация «Готовимся к школе вместе»; школьные принадлежности (для каждого участника), несколько небольших игрушек; ромашка с заполненными полями; прищепки красного цвета; задания «Найди звук в слове»; поднос (для каждого участника); манка; рисунки-образцы «Дорожки для двух рук»; счетные палочки (для каждого участника); рисунки-образцы для счетных палочек; карточки игры «Азбука эмоций»; настольно-печатные игры «Уютный домик», «Во саду ли, в огороде».
Ход занятия.
Слайд 1.
Вводная часть.
Мы приглашаем родителей и детей стать участниками семинара-практикума «Готовимся к школе вместе». И сегодня речь пойдет о подготовке детей к овладению навыком письма.
Слайд 2.
Наведение порядка на своем рабочем месте.
Прежде чем приступить к работе, необходимо организовать рабочее пространство. Рабочее пространство будущего школьника – это парта. Сегодня на ваших партах много разных предметов: и то, что необходимо для учебы, и то, что будет отвлекать от занятий.
Задание для ребят: найдите на партах предметы, которые вам не понадобятся в школе, и соберите их в одну общую корзинку, а школьные принадлежности разложите на парте на свои места.
Задание для родителей: вы можете помогать своему ребенку советом, но только устным, выполнять его поручения вы не можете.
Приступаем к работе.
Молодцы, навели порядок на своем рабочем месте, и мы можем приступить к заданиям.
Заповеди для родителей будущих первоклассников.
К школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Мы вам предлагаем вместе вывести принципы, которые будут опорой для вас.
Родители получают по одному лепестку, по очереди читают вслух заповедь, а ребенок прикрепляет свой лепесток к общей ромашке на доске.
Слайд 3
Не вместо, а вместе!
Не делайте за ребенка! Будьте готовы помочь. Не лишайте его возможности ошибаться.
Слайд 4
Ребенок учится учиться!
Не ждите быстрых результатов! Не завышайте требования! Дайте время!
Слайд 5
Учись, играя
Став первоклашкой Ваш сын/дочь не перестает быть ребенком!
Не навешивайте ярлыков «Ты большой!». Игра должна быть в жизни ребенка! Ее должно быть много!
Слайд 6
Похвала
Когда не ладятся дела, мне помогает похвала! А. Барто
Это лучший мотиватор! Не скупитесь на добрые слова! Отмечайте любые, малейшие успехи ребенка!
Слайд 7
Любовь
Не сравнивайте ребенка с другими! Принимайте его таким, какой он есть! Ребенок должен чувствовать вашу любовь и поддержку!
Слайд 8
Задание с прищепками.
Готовность реки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Это очень благоприятный период для выполнения детьми различных поручений.
На логопедических занятиях мы используем разнообразные методы развития мелкой моторики рук, но особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и восприятия. Эти две задачи тесно связаны между собой.
Сегодня я хочу предложить ребятам и взрослым упражнение на развитие
Рисунки для двух рук (с использованием манки).
Пальчиковая игра «Я хочу построить дом».
С поступлением в школу большая нагрузка придется на детские ручки, особенно на пальчики, поэтому важно уделить внимание подготовки детской руки. Сейчас мы с ребятами покажем, как это можно делать интересно и весело. Ребята приглашают своих родителей в общий круг.
Родители и дети становятся в круг.
Действия выполняются под музыку в соответствии с текстом.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем.
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок,
Солнце было,
Дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел.
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ежик жил.
Упражнение «Продолжи фразу».
Родители и дети садятся за парты.
Родителям предлагается заполнить бланк:
-Мой ребенок …
-Я горжусь своим ребенком, потому что …
-Больше всего я ценю в своем ребенке …
После выполнения родители по очереди зачитывают вслух получившееся своему ребенку.
Ребята для своих родителей приготовили ответное письмо, которое вы получите в конце занятия.
Дидактическая игра «Выложи изображение предметов по образцу».
Предлагаю поиграть с самым доступным дидактическим материалом – счетными палочками. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику пальцев рук, но и математические способности, внимание, смекалку, сообразительность, учить работать по образцу, по устной инструкции, по замыслу.
Задание ребятам: выложите на парте рисунок по образцу из счетных палочек.
Задание родителям: вы можете помогать своему ребенку советом, давать пошаговую инструкцию, но выполнять задание вместо ребенка вы не можете. Начинаем игру.
Молодцы, можно убрали счетные палочки на место.
Азбука эмоций «Найди пару».
Для готовности к школе важная эмоциональная зрелость ребенка, ведь для того, чтобы он смог справиться со своим состоянием, ему надо понимать, что с ним сейчас происходит. И вам, как родителю, тоже. Предлагаю Вам подвигаться и поиграть. Делимся на две команды: родителей и детей. Каждый участник команды получает по карточке, на которой изображено лицо с какой-то эмоцией. Задача участников игры – найти свою половинку.
Молодцы, нашли свои половинки. Назовите ту эмоцию, которая у вас получилась.
Дети и родители садятся за парты.
Настольно-печатные игры «Уютный домик», «Во саду ли, в огороде».
Наш семинар продолжается. Задание детям - назовите одним словом:
Чашка, ложка, тарелка, кастрюля … (посуда)
Яблоко, груша, апельсин, банан … (фрукт)
Шкаф, стол, диван, этажерка … (мебель)
В подобные игры можно играть везде и в любое время, они не требуют у вас особой подготовки. Это игры на классификацию предметов и закрепление навыков обобщения. Они развивают логическое мышление, что помогает ребенку свободно ориентироваться в окружающем мире.
Предлагаю родителям и ребятам поиграть в настольно-печатные игры «Уютный домик», «Во саду ли, в огороде».
Правила игры: родитель первым выкладывает на столе обобщающую картинку, называет ее, а ребенок выбирает среди маленьких карточек те, которые относятся к обобщающему слову и прикрепляет их друг к другу. Родителю можно помогать только устной инструкцией. Старайтесь избегать слово «Нет!», замените его на слова «Подумай еще!», «Эта карточка точно подойдет?» или похожими. Выигрывают те ребята, которые правильно соберут все карточки, а лишние отложат в сторону.
Игра начинается.
Все справились, молодцы! Назовите свои предметы одним словом.
Массажная игра «Зайкин огород».
В заключение нашего семинара-практикума хотим пожелать вам и вашим детям безболезненно и успешно подготовиться к школьному обучению как к новой ступени образования.
За окном – весна, начинается дачный сезон, в который можно также активно готовить руку дошкольника к письму, развивая мелкую моторику. И хотелось бы завершить сегодняшнюю встречу массажной игрой.
Игровой массаж – полезное, а главное – очень приятное занятие для родителя и ребенка. Вы можете использовать легкие растирания, похлопывания, пощипывания, а веселые стихи развеселят вашего малыша. Массажные игры позволяют развивать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
Участники встают в круг парами и выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.
Был у зайки огород Ровненьких две грядки Был у зайки огород Ровненьких две грядки Там играл зимой в снежки –2 раза Ну а летом в прятки (проговорить быстро) А весною в огород, Зайка с радостью идёт Но сначала все вскопает -(3 раза) А потом всё разровняет- (3 раза) Семена просеет ловко И пойдёт сажать морковку Ямка – семя, ямка – семя, ямка – семя… Закопает, закопает, закопает… Разровняет, разровняет, разровняет … И глядишь на грядках вновь Вырастут (проговорить растянуто) горох, морковь. А как осень подойдёт Урожай свой соберёт Всё собрал, все собрал И как раз здесь закончился рассказ. | 1 партнер - в положении приседа, опираясь спиной о колени другого. 2 – поставив руки на плечи 1 – изображает ушки зайца 2 – поглаживает опущенные руки партнера от плеч до кистей 2 – приподнимает за предплечья 1 1 – руки в стороны, 2 – поглаживает вытянутые руки партнера 2 – легкие пощипывания по вытянутым рукам 1. 2 – кулачки спрятать под мышки 1 – подпрыгивает 2 – поддерживает его за руки 2 – наклоняет вперед 1 (одна рука на живот, другая на спине между лопатками) 2 -массаж спины 1 третьими фалангами пальцев, не касаясь позвоночника 2 – выполняет прием «граблеобразного» массажа 2 – наклоняется к спине 1 и взяв его за руки встряхивает 2 – легко постукивает пальцами по спине 1 2 – одной рукой делает защипы, другой легко постукивает указательным пальцем 2 -массаж спины 1 третьими фалангами пальцев, не касаясь позвоночника 2 – выполняет прием «граблеобразного» массажа 2 – рисует сердце на спине 1 ладонями от седьмого шейного позвонка до поясницы 2 – поднимает 1, потряхивая за плечи 2 – одна рука на плече 1, второй рукой приподнять расслабленную руку 1 за палец и отпустить 2 – дует в область седьмого шейного позвонка 2 – ребрами ладоней делает соскабливающие движения от плеч до поясницы 2 – очерчивает контур от головы (не касаясь), до пят (повторить 2 раза) 2 – обхватывает 1 сзади. |
Подведение итогов.
Мы желаем вам успешно подготовиться к школе, безболезненно пройти период адаптации. В этот период очень важно, провожая ребёнка из дома, не читать нотации, угрожать или ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодец!» И тогда школа станет для Вас и Вашего ребенка школой радости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к письму:
Не делайте за ребенка! Будьте готовы помочь ! Не лишайте его возможности ошибаться . Не вместо, а вместе !
Не ждите быстрых результатов ! Не завышайте требования ! Дайте время! Ребенок учится учиться!
Став первоклашкой, Ваш сын/дочь не перестает быть ребенком ! Не навешивайте ярлыков «Ты большой !» Игра должна быть в жизни ребенка! Ее должно быть много! Учись, играя!
Это лучший мотиватор ! Не скупитесь на добрые слова ! Отмечайте любые, малейшие успехи ребенка! Похвала
Не сравнивайте ребенка с другими! Принимайте его таким, какой он есть ! Ребенок должен чувствовать вашу любовь и поддержку ! Любовь
Подготовка к письму: