Фрагмент занятия «Рычалочли, шипелочки» в рамках программы по формированию правильного звукопроизношения «Весёлые звуки» для детей 5-6 лет

Фрагмент занятия

«Рычалочли, шипелочки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия

«Рычалочли, шипелочки»

в рамках программы по формированию правильного звукопроизношения «Весёлые звуки» для детей 5-6 лет

Артикуляционная гимнастика:

1. «Птенчик». Максимально широко открывает рот и удерживаем.

2. «Часики». Открывает рот в широкой улыбке. Кончик языка поворачивается к левому уголку рта, затем к правому.

3. «Качели». Приоткрыть рот. Язычок дотрагивается до верхней губы, затем до нижней. Нижняя челюсть при этом не подвижна.

4. «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Широкий язычок облизывает верхнюю губу.

5. «Лопатка». Приоткрыть рот. Максимально высунуть изо рта широкий язычок и удерживает позу.

6. «Непослушный язычок». Рот приоткрыт. Широкий язычок лежит на нижней губе. Шлепаем губами по язычку и произносим «пя-пя-пя».

7. «Горка». Рот приоткрыт в широкой улыбке. Язык упирается в нижние зубы, и спинка языка выпячивается и удерживаем позу.

8. «Иголочка». Рот приоткрыт. Изо рта высовывается узкий язычок.

9. «Кошечка лакает молоко». Рот широко открыт. Нижняя челюсть не подвижна. Имитация лакания языком, как будто кошечка лакает молоко.


Фрагмент индивидуального занятия

«Шипелочки, жужжалочки»

в рамках программы по формированию правильного звукопроизношения «Весёлые звуки» для детей 5-6 лет

Комплекс артикуляционной гимнастики

для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

3. «Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.

4. «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

6. «Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох.

7. «Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

8. «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

Повторить 4-5 р.


Фрагмент индивидуального занятия

«Рычалочки»

в рамках программы по формированию правильного звукопроизношения «Весёлые звуки» для детей 5-6 лет

Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

6. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

7. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

8. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

9. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.