Использование инновационных технологий.
Использование инновационных технологий в развитии ителлекта и творчества у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая деятельность играет важную роль в развитии ребенка. | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная мозаика»
Кружковая деятельность в подготовительной группе «Белоснежка»
Руководитель Федорова О.А.
Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе педагога и воспитателя отдается приемам педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.
Я использую в работе парциальные программы воспитания в детском саду.
Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т. С. Комаровой,
«Радость творчества» О. А. Соломенниковой,
«Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой,
«Нетрадиционная техника рисования» Г. Н. Давыдова
«Нетрадиционная техника рисования» А. В. Никитина
Одной из важнейших задач - является, приобщение детей к миру прекрасного, развитие творческих способностей.
Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги ДОУ начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.
Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.
Ребенок через рисунок часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
Дети, рисуют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так, дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.
С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.
Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.
Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
• рисование пальчиками;
• оттиск печатки из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
• оттиск поролоном;
• оттиск печатками из ластика;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованы, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка.
Учебный план проведения кружковой деятельности в подготовительной группе «Белоснежка»
Дата | Содержание | Материал |
Сентябрь | «Осенняя песенка» | Крашеный фон, гуашь, кисти, ватные палочки, вода, салфетки, картины, резиночки. |
Октябрь | «Осенний марафон» «В гостях у Осени» | Краски, альбом – лист, жесткая кисть, трубочки, вода. |
Ноябрь | «Сказочная фантазия» «Моя волшебная палочка» | Гуашь, вода. палочки плоские, салфетки, лист альбома. |
Декабрь | «Кружева» «Заколдованный лес» | Голубой фон, белая гуашь, поролон, зуб.щетка, газеты, вода, салфетки. |
Январь | «Хороводная» «Царство Снежной королевы» | Самостоятельная деятельность детей. Материал по желанию детей. |
Февраль | «Волшебная пена» «Волшебная вода» | Пена, краски, зубочистки, заготовки из картона, блюдца. |
Март | «Цветочная фантазия» «Сакура» | Лист альбома, краски, гуашь, кисти, трубочки, вода, салфетки. |
Апрель | «Небесная сказка» «Весенний карнавал» | Фоновый лист, геометрические заготовки, краски, вода,поролон. |
Май | «Мой мир»- Выставка рисунков. | Коллаж. |
Кружок проводится по четным числам , 1 раз в неделю.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
5. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М. ,1992.