Использование инновационных технологий.

Федорова Ольга Александровна

Использование инновационных технологий в развитии ителлекта и творчества у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебная мозаика»

Кружковая деятельность в подготовительной группе «Белоснежка»

Руководитель Федорова О.А.

Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному развитию детей дошкольного возраста.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе педагога и воспитателя отдается приемам педагогического воздействия: воздержание от излишнего воздействия, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Актуальным становится применение интерактивных методов обучения, в ходе которых осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

Я использую в работе парциальные программы воспитания в детском саду.

Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т. С. Комаровой,

«Радость творчества» О. А. Соломенниковой,

«Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой,

«Нетрадиционная техника рисования» Г. Н. Давыдова

«Нетрадиционная техника рисования» А. В. Никитина

Одной из важнейших задач -  является, приобщение детей к миру прекрасного, развитие творческих способностей.  

Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги ДОУ начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Ребенок через рисунок часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так, дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

• рисование пальчиками;

• оттиск печатки из картофеля;

• тычок жесткой полусухой кистью.

• оттиск поролоном;

• оттиск печатками из ластика;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованы, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка.

Учебный план проведения кружковой деятельности в подготовительной группе «Белоснежка»

Дата

Содержание

Материал

Сентябрь

«Осенняя песенка»

Крашеный фон, гуашь, кисти, ватные палочки, вода, салфетки, картины, резиночки.

Октябрь

«Осенний марафон»

«В гостях у  Осени»

Краски, альбом – лист, жесткая кисть, трубочки, вода.

Ноябрь

«Сказочная фантазия»

«Моя волшебная палочка»

Гуашь, вода. палочки плоские, салфетки, лист альбома.

Декабрь

«Кружева»

«Заколдованный лес»

Голубой фон, белая гуашь, поролон, зуб.щетка, газеты, вода, салфетки.

Январь

«Хороводная»

«Царство Снежной королевы»

Самостоятельная деятельность детей.

Материал по желанию детей.

Февраль

«Волшебная пена»

«Волшебная вода»

Пена, краски, зубочистки, заготовки из картона, блюдца.

Март

«Цветочная фантазия»

«Сакура»

Лист альбома, краски, гуашь, кисти, трубочки, вода, салфетки.

Апрель

«Небесная сказка»

«Весенний карнавал»

Фоновый лист, геометрические заготовки, краски, вода,поролон.

Май

«Мой мир»-

Выставка рисунков.

Коллаж.

Кружок проводится  по четным числам , 1 раз в неделю.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

5. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М. ,1992.