Тема Солнце и планеты
Материал можно использовать для знакомства детей с космосом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kosmos.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Солнце и планеты"
Цель. Познакомить со строением Солнечной системы.
Задачи:
Образовательная область СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет)
Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов
Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Материал и оборудование.
Перед занятием сделайте основу для макета Солнечной системы: на листе картона отметьте точку, в которой будет размещаться Солнце, и вокруг него концентрические круги разного цвета - орбиты, по которым движутся разные планеты. Из оранжевой бумаги вырежьте круг - Солнце, которое вы затем поместите в центре макета.
Ход занятия
Дети заходят и садятся на ковер в удобных позах, закрывают глаза.
Воспитатель: А теперь сядьте как вам удобно, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём будем сегодня говорить.
(звучит космическая музыка)
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим правильность ваших ответов, по первым буквам картинок составьте слово (КОСМОС) (Экран)
Космическое пространство бесконечно, его обитателями являются не только звезды, но и планеты, кометы, метеоры. Звезды и планеты, как люди, – однажды рождаются и умирают. Они взрываются или рассыпаются. В космическом пространстве можно наблюдать осколки планет – астероиды, метеориты. Раскаленные мельчайшие частицы космической пыли называют метеорами.
Интересны обитатели космоса – кометы. Их называют хвостатыми звездами. Они состоят изо льда и пыли. Они прилетают из глубин Космоса. Когда комета приближается к солнцу, лед начинает плавиться, и на небе появляется пышный разноцветный огненный хвост. Обогнув Солнце, комета начинает удаляться, остывает, ее хвост уменьшается, а затем пропадает вовсе. И небесная странница пропадает во Вселенной.
С помощью мощных телескопов можно увидеть светила, которые медленно перемещаются среди звезд. Они в отличие от звезд святят ровным светом, в то время, как звезды сильно мерцают. Эти «блуждающие» светила называют планетами. Планеты – это холодные небесные тела. Они сами не светятся, их освещает солнце, и, поэтому мы их видим.
Вид звездного неба всегда привлекал, завораживал человека. Кто из вас вечером смотрел на небо? Что вы видели? А вы пробовали сосчитать звезды — это просто невозможно! Вселенная бесконечна: одни звезды крупнее, светят ярче, другие еле заметны. Глядя на звездное небо, хочется тоже превратиться в маленькую звездочку, и беззаботно летать во Вселенной.
Игра «Звездочки». Дети превращаются в маленькие точки – звездочки, которые под музыку начинают расти, выпускать лучики (разное положение рук и ног, сиять, перемещаться. Движения плавные и красивые, ведь в космосе царит гармония и красота. Затем в обратном порядке превращаются в точки.
Наше Солнце, которое мы привыкли видеть небе каждый день – это тоже звезда. А каждая звездочка – это на самом деле Солнце не меньше нашего. А многие из них даже гораздо больше нашего Солнышка. Хотите узнать, почему они выглядят такими крошечными?
Эксперимент. Посмотрите на часы, которые висят над доской. Поднимите указательный палец и поставьте его перед своим глазом. Вам кажется, что палец больше часов! Ведь он у вас прямо перед носом, а часы так далеко. Представьте: часы – это звезды, а палец – солнце. Так почему же звезды такие маленькие? А Солнце кажется нам большим? (Звезды очень далеко от нас, а солнце близко) .
Посмотрите на экран это Солнце. С ним дружат планеты. Какие планеты вы знаете? Ответы детей
Все они объединяются и называются Солнечной системой. В центре находится яркая звезда – это Солнце, а вокруг него вращаются планеты. Первая планета – это Меркурий.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили, что «Те кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия»
Вторая планета –Это Венера. Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут.
А вот это третья планета. Вы её узнали?(Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
- Мы немного залюбовались нашей планетой, а мы уже приближаемся к четвертой планете. Какая необычная планета! Вы ее узнали?
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета Назвали планету в честь бога войны
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
Игра «Позывные» давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. хлопает (топает) ритмичный рисунок, а дети повторяют.
Юпитер. Это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности, она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.
Разрезные картинки. Детям предлагают собрать разрезную картинку и спрашивают кто знает название этой планеты, что отличает её от других рассмотренных планет.
Сатурн 6 планета. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но Кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.
Уран 7 планета- это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад и она лежит на боку, потому что однажды она испытала столкновение. Планета так же окутана облаками и имеет несколько колец.
8 планета Нептун- тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.
Физминутка
На луне жил звездочет….
Давайте еще раз посчитаем сколько планет в Солнечной системе. Первая планета Меркурий, 2 планета Венера, 3 планета Земля, 4 планета Марс, 5 планета Юпитер, 6 планета Сатурн, 7 планета Уран, 8 планета Нептун, 9 планета Плутон.
Сколько планет в солнечной системе? 9
Какая планета по счету самая горячая? 1 планета Меркурий
Какая по счету планета Земля? 3 планета
Планеты вращаются вокруг Солнца по своим дорожкам, их называют орбитами.
Эксперимент. Дети выбирают картинку с планетой встают на свои орбиты по сигналу начинают движение вокруг солнца. Каждый ребенок, сделав круг вокруг Солнца встает на свое место и ждет последнего.
Что же получилось? Ответы детей
Правильно. Чем ближе к Солнцу планета тем быстрее она вращается вокруг Солнца.
А сейчас давайте подойдем к столу (на столе плакат с изображением солнечной системы). Вам нужно взять пластилин но того цвета, какого цвета ваша планета. Цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты. Например, Марс - красный, Земля - голубая (вспомните, что нашу планету часто называют голубой). Подскажите детям, какого размера должна быть их планета по сравнению с другими.
Затем приступайте к созданию своего макета Солнечной системы.
Итак, планеты готовы. Теперь нужно распределить их по орбитам. Пусть это сделают сами ребята, учитывая одинаковый цвет планет и их орбит. Размещая свою планету, ребенок должен сказать, как она называется (подсказывайте детям при необходимости). Затем обратите их внимание на то, что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. Найдите самую ближнюю (Меркурий) и самую дальнюю (маленький Плутон) от Солнца планеты. Особое внимание уделите расположению Земли. На какой планете будет больше света и тепла - на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него? Укажите, что слишком близко - очень горячо, слишком далеко - очень холодно.
Рефлексия:
Вам понравилось занятие?
О чем вы сегодня узнали?
Итог
Я Вам хочу предложить дома или после занятия нарисовать 10 планету Солнечной системы.