«Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения»
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения»
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.
Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, мы с ним играем в «звуковые» игры. Работу по данному вопросу я с воспитателями строю в тесном контакте традиционных для дошкольного воспитания форм работы с использованием современных технологий, как одного из условий реализации ФГОС. (слайд №_____)
Работа с детьми строится в три этапа:
-1 этап различение неречевых звуков (голоса животных, транспортных средств и др.) Например игра «Угадай, что гудит?» (рассмотрите картинки на слайде и назови транспорт, изображенный на них, кликните мышкой на картинку с транспортом и послушайте, как он гудит. Перейдите на следующий слайд и угадайте, что гудит, проверьте себя. Последнее задание угадайте, что спрятано в ящике. Задача этой игры развитие фонематического слуха. (слайд №______)
- 2 этап различение близких по звуковому составу звуков, слогов, слов. Например используем такие дидактические игры «Отгадай загадку»; «Ребусы». При дифференциации звуков С и Ш применяем дидактическую игру «Подари подарок Соне и Шуре». (перед Вами две девочки. Одну зовут Соня, вторую девочку зовут Шура. Подарите картинки со звуком С в начале слова Соне, а со звуком Ш – Шуре) ( слайд №______)
-3 этап звуковой и слоговой анализ и синтез. Например игра «Три слова»:
Перед тобой 3 картинки назови их, выделите первый звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, утюг. ( слайд №____)
Также используются игры «Какой звук начинает слово?»; «Что за звук спрятался в середине слова?»; «Что за звук спрятался в конце слова?»; «Звук заблудился»; Например «Какой звук пропущен»: на экране спрятано слово, в котором пропущен первый звук. Вам необходимо отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса. (слайд №_____)
Для обучения грамоте детей с ОНР мы используем такие игры, как «Собери слово». Эта игра формирует навыки чтения и звуковой анализ слова. Дидактическая игра «Собери слово из слогов» чаще используется с детьми подготовительной группы, формируется навык чтения по слогам, синтез слова. (слайд №
Дидактическая игра ««Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» (Рассмотрите картинки, назовите их и определите, с какого звука начинается название каждой картинки, назовите слово, которое спряталось в названиях картинок).
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему к слову».
За 2016-2017 учебный год в старшей группе у детей с ОНР:
Сформировался высокий уровень развития фонематического слуха у детей;
Повысился интерес детей к логопедическим занятиям;
Наметилась динамика в становлении звукопроизношения и других сторон речи;
Появилась заинтересованность родителей во всестороннем речевом развитии ребёнка
Вывод:
В результате проделанной работы созданы необходимые условия для расширения и обогащения знаний по данной теме. Использование инновационных технологий (ИКТ) в работе по развитию фонематического слуха у детей, имеющих нарушения речи позволило повысить мотивацию к логопедическим занятиям, к которым они стали проявлять больший интерес. На основании проделанной работы и имеющихся результатов, можно сделать вывод, что данная работа, несомненно, актуальна и имеет большую практическую значимость.