Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
Б.Т. Лихачев отмечал: «ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности, отношении и общении, усваивающую, аккумулирующую, критически перерабатывающую в конкретных условиях, воспитательные воздействия, принимающую или сопротивляющуюся им». Чтобы поддержать активность личности, необходимо найти набор соответствующих средств, трансформировать содержание дошкольного образования, принципы и методы организации детской деятельности, подобрать оптимальные для каждого возраста приемы формирования компонентов субъективности.
В рамках игровых, обучающих, естественных, проблемных ситуаций дети овладевают общими способами действий, т.н. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Это является базовой предпосылкой учебной деятельности.
Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения обычно начинается мышление. Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим детскую активность». Среди других мощных стимулов включения детей в работу можно выделить познавательную потребность помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность к самовыражению.
Структура образовательной ситуации.
№ | Компоненты деятельности | Этапы работы |
1 | Проблема цель работы детей на занятии (мотив) | Мотивационно-ориентировочный |
2 | План | Поисковый |
3 | Исполнительские действия | Практический |
4 | Оценка | Рефлексивно-оценочный |
Таким образом, педагог ДОО создает четкую структуру образовательной ситуации, в рамках которой ребенок:
- Может увидеть игровую, коммуникативную, творческую и другую задачу, свою роль в ее решении
- Будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного компонента деятельности.
- Получит возможность спланировать предстоящую работу, увидеть ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретет новые знания и умения.
- Научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
- Мне нравится (1)