«Развитие творческих способностей в танцевально-игровой деятельности дошкольников»

Алешкина Людмила Эмиковна

«Развитие творческих способностей  в танцевально-игровой деятельности дошкольников»

 

Приоритетным  направлением нашего ДОУ является нравственное воспитание. Музыкальное развитие рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

Одной из задач музыкального развития дошкольников является развитие их творческих способностей. В современном обществе всё чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования её духовного мира. Дети, с раннего возраста включённые в творческую деятельность, являются фантазёрами и мечтателями, по характеру любознательны и целеустремлённы и потому так  интересны окружающим. Мир фантазии и выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Творческая личность всегда успешна, поскольку всегда стремиться к совершенствованию и преобразованию окружающего мира.

 Важным средством активизации творческого начала у дошкольников было, есть и будет игра и   движение под музыку. Танцевальные ритмические, пластические упражнения, этюды, музыкальные игры совершенствуют детскую пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни.  Это и большое внимание к своему внешнему виду,  к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. С раннего возраста дети приобщаются к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.

Разум ребенка это волшебная палочка, при помощи которой мы, педагоги- волшебники  просто обязаны открыть для ребенка  этот удивительный и по-настоящему сказочный мир искусства! Будь то литература, ИЗО, музыка или ТАНЕЦ.          

Творчество это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

         Задачей музыкального творчества является – развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Реализация данной задачи в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности к музыкальному развитию дошкольников.

Существуют три этапа формирования творческих способностей.

Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образце взрослого.

Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.

 На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов.

Разделяют несколько видов детского творчества — песенное, танцевально-игровое, инструментальное. Целью моей работы является развитие творческих способностей детей на основе танцевально - игрового творчества.

 

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

 

  • развивать творческое воображение;

 

  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

 

  • развивать природную музыкальность детей и первоначальные танцевально-игровые навыки, способность к спонтанному творческому поведению;

 

  • побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества;

 

  • создать предпосылки к формированию творческого мышления.

 

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Основой для накопления музыкально-ритмического опыта среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах, играх. Это главное условие развития творческих способностей ребенка.

В музыкально-ритмическом воспитании детей используем разнообразные творческие задания-упражнения, речевые игры, направленные на активизацию внимания, развитие мелкой моторики, освоение пространства зала, перестроения, музыкальности и ритмичности движений.

Например, музыкально-ритмические композиции из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, помогающие легко и быстро освоить детьми различные перестроения,  вслушиваться в  музыку,  которая подскажет, как правильно, ритмично, с характером выполнять движения и т.д.

Большую роль в развитии детского танцевально - игрового творчества отводится  коммуникативным играм с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. (Примеры)

 Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся танцы, пляски, хороводы, игры. Где активно  использую нетрадиционный  игровой дидактический материал, оборудования, атрибуты, костюмы. Помогают реализовать творческие проявление в танце наличие  игрового сюжета, так как именно игра – основной вид деятельности в этом возрасте. В результате использования этих методов у детей отмечается высокая активность не только в танце, но и в познавательной сфере. Ребята становятся более внимательными, социально адаптированными, уверенными в себе, начинают позитивно относиться к окружающему миру.

Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом ритмические, творческие задачи. Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.   Примеры игр: «Превращения предмета», «Игры с воображаемыми предметами», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем»,  «Море волнуется», «Как живёшь дружочек мой?» и т.д.

 

   Танцы с пением и хороводы наиболее удобны для выполнения разного рода творческих заданий и очень полезны, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивать темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, где простор детской фантазии и интерпретации педагога довольно широк. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший творческий  эффект.

 

   Для решения своих творческих целевых установок на занятиях использую эффективные методы обучения музыкально-ритмическим движениям, среди них:

 

  • наглядный метод – используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора;

 

  • метод показа – эффективен при разучивании новых движений;

 

  • словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным;

 

  • практический метод – предполагает многократное повторениемузыкально-ритмических движений, что помогает детям запомнить последовательность движений и их творческое видоизменение;

 

  • игровой метод – является основным при подборе игр, отвечающих задачам занятия, возрастным особенностям и творческому самовыражению;

 

  • импровизационный метод – самый эффективный метод, позволяющий успешно развивать фантазию, импровизационные навыки, вариативность композиций и творческое мышление.

 

  • Обучение музыкально-ритмическим движениям, в его творческом самовыражении, – целенаправленный и длительный процесс, который нужно реализовывать поэтапно:

 

  • этап начального обучения – создание предварительного восприятия движений;

 

  • этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники движений, отработка выразительности, построение общей композиции;

 

  • этап закрепления – создание конечного образа, совершенствование двигательных навыков, перевод в творческое самовыражение.

 

   Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в показательных выступлениях. Дети с удовольствием выступают на утренниках, концертах. Выполняют творческие задания в небольших музыкальных этюдах, разыгрывают сценки, участвуют в представлениях. Активно действуют в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и  дома.

 

   Таким образом, музыкально-ритмических движений на развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности очевидно:

  • развиваются и активно проявляются музыкальные способности, в том числе ее главный компонент – отзывчивость на музыку, ритмичность;
  • речедвигательные навыки, сформированные в процессе музыкально-ритмической деятельности, являются основой творческого мышления, синкретизации слова, музыки и движения;

 

  • совершенствуется эмоционально-волевая сфера, речь, импровизация, артистичность;

 

         музыкально-ритмические движения способствуют укреплению психофизического здоровья дошкольников, повышению эмоционально-благополучного фона ребенка, его личностной значимости и всестороннего развития.

 

 

В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др.