Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО согласно ФГОС ДОО
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Ивановна, я воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет «Радуга». Сегодня предлагаю ознакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в нашей группе.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев ФГОС, а именно: среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступная. Все компоненты РППС связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.
Итак, добро пожаловать в группу
На стенде «Для Вас родители!» расположены режим дня, непосредственно-образовательная деятельность на каждый день, расписание занятий, консультации психолога и логопеда.
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ:
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
-Спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги».
Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория и центр природы», «Центр творчества», «Центр игры».
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра»
Спокойная зона
«Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
он включает в себя: геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, квадрат, круг)лото, домино, картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам), иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания, иллюстрации, изображающие деятельность людей (детей и взрослых ) на различных отрезках времени, макет светофора (зеленый и красный сигналы),мелкая и крупная мозаика, предметы и игрушки, различные по назначению. Цвету, размеру, форме, игры на интеллектуальное и сенсорное развитее, настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания, наглядно- дидактические пособия, «Загадочные» предметы (детский бинокль, лупа, ) со следующими свойствами неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку, материалы по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры) размещены дидактические материалы, игры, лото. В центре уголка стоит светофор с кнопочками, который светится при нажатии на кнопки. Рядом расположен разрешающий знак, известный всем детям с детства, «пешеходный переход» ( зебра). Фланелеграф. Так как в нашей группе ведется кружок «Волшебная Клеточка», то в рамках кружка было изготовлено много пособий для развития мелкой моторики кистей рук, а именно: Массажные мячики, мячики суджоку, шнуровки, пуговицы, крупяные игры, игры с резинками.
«Центр книги»
ведущие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Здесь собраны детские книги: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики. К ним собраны иллюстрации (ламинированные), изображающие сказочных персонажей, разнообразные детские журналы и энциклопедии, книги по интересам, а также многочисленный иллюстративный материал, портреты детских писателей.
«Центр Конструирования»
ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм.
В центре нами были собраны: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.
Так как в нашей группе ведется кружок «От Фребеля до робота :Растим будущих инженеров», то наш центр так же представлен игровым набором Даров Фребеля и некоторыми наборами по робототехнике.
«Лаборатория и центр природы»
ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Располагается вблизи окна. Лаборатория для детей содержит материал для проведения опытов без приборов и с приборами.
В нашей лаборатории собран такой материал как: емкости для измерения, пересыпания, хранения, формочки для изготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, просовывания, мыльные пузыри, магниты, природный материал, лупы , подносы, фартуки, пластичные материалы. электрический набор «Знатоки», поролоновые губки разных размеров, цветов, форм. Календарь природы, материал для развития трудовых навыков (лейка с длинным носиком для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, тазики для воды, пластмассовые ведерки), иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных, иллюстрации с изображением трудовых действий взрослых по уходу за домашними животными.
«Центр творчества»
ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».
В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти и розетки для клея, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, рисунки иллюстрации знакомых детям предметов, готовые формы для выкладывания и наклеивания, репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили, бумага тонкая и плотная, рулон белых обоев, картон, цветные карандаши (6основных цветов), гуашь (6 основных цветов), круглые кисти(беличьи, колонковые №10-14) подставка под кисти, цветные мелки, восковые мелки, доски для рисование мелом, салфетки, фартуки и нарукавники для детей, рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных, щетинные кисти для клея, розетки для клея, печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров, пластилины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем, альбомы для раскрашивания, заостренные палочки для рисования на песке или снегу., живописные картины (натюрморт цветы-, фрукты. овощи).
«Центр игры»
ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Магазин» , «Мастерская» «Кукольный уголок», «Кухня», «Спальня», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница».
Кукольный уголок: кукольный домик (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, средних размеров, модули для детей. Спальня (для игровых действий, игры с куклами) кроватки разных размеров (2), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало ) куклы младенцы .
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка для посуды: набор овощей и фруктов.
Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами) трюмо с зеркалом, расчески, щетки , игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы), игровые модули.
Магазин: весы, баночки, овощей фруктов для блюд :суп, борщ, каша, компот.
Больница: кукла –доктор в профессиональной одежде с символом (медицина-красный крест), фонендоскоп, градусник.
Мастерская: набор инструментов (молоток, ножницы, отвертки )
Гараж: различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвертки)
Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.
Игрушки транспортные (машины разных размеров и назначения)
Игрушки , изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки. Корзинки)
Предметы заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок)
Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия
Дидактическая кукла(40-50см.) кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребёнка, используемой в разные сезоны.
Куклы, изображающие представителей различных профессий ( врач)
«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Для успешной реализации программы в данном направлении нами было собрано необходимое оборудование: для ходьбы и бега, для прыжков, для катания, метания и ловли, ползанья и лазанья. Был собран физкультурный инвентарь: кегли, обручи, скакалки, игрушки – качалки, кубики, погремушки.
Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Собраны картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.
«Центр театра» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Подобраны аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки – эмблемы на ободках, бижутерия из различных (не опасных для здоровья ребенка) материалов.
«Центр музыки» ведущие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Подобраны детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, трещотки из ложек. Также имеется музыкальный центр и диски с записями детских песен, сказок.