Эссе
Эссе на тему
«Я – воспитатель»
Воспитатель – слово-то какое!
В нем таятся свет, добро, тепло.
Кто детей порадует игрою?
Кто их пожурит совсем не зло?
Им благодаря взрослеют дети,
Зная, как вести себя и жить.
Воспитатель – это, в первую очередь, человек любящий детей.
Современный воспитатель – это друг, помощник, советчик, искатель всегда находящийся в пути вместе с детьми.
В последнее время, отечественная педагогика стала ориентироваться на изменения в нашем обществе – компьютеризация, масштабные изменения в мире информатизации. Изменения коснулись и дошкольного образования, нормативно-правовых документов федерального уровня. Это закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», которые внесли коррективы в устоявшиеся представления о программном обеспечении деятельности ДОО.
Изучив все документы, я пришла к выводу, что воспитатель новой формации – это всесторонне развитый и образованный человек, который постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию не только в каком-то одном направлении, а именно в целом.
В практической работе я создаю трансформируемую развивающую среду направленную на поддержание эмоционально положительного климата, укрепление здоровья и обеспечение безопасности и комфорта. В нашей группе имеются игровой центр, центр экспериментирования, физического развития, книжный уголок, уголок уединения. В соответствии с возрастом создана подборка дидактических игр и пособий.
Созданная развивающая среда способствует организации не только совместной, но и самостоятельной деятельности воспитанников.
Воспитатель новой формации понимает, что развитие ребенка происходит в деятельности и умеет выстроить процесс воспитания и обучения на основе детских видов деятельности. Поэтому образовательные задачи, стоящие передо мной, решаю через организацию таких видов детской деятельности, как – игра, экспериментирование, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная деятельность и др.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности (эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, использование художественного слова);
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества);
- игровая технология.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют развитие дошкольника и в дальнейшем гарантируют успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Воспитатель «нового поколения» должен быть грамотным, умеющим работать на компьютере человеком, обладающим навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовым не только к личному общению, но и к общению через «Интернет».
Богатейшие мультимедийные возможности информационных технологий позволяют реализовать принцип наглядности на качественно новом уровне, по сравнению с традиционным способом обучения. Эффективность восприятия информации достигается благодаря использованию учебных видеофильмов, анимационных изображений, позволяющих в наглядно-образной динамической форме представить и осмыслить изучаемые явления и процессы.
Мною был продуман и реализован долгосрочный проект «Сказкотерапия». Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс ДОО программы по формированию психологического здоровья дошкольников и развитию речи с помощью сказкотерапии. В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.
Целью является воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников, формирование способности к словотворчеству.
Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
- активность - от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в действии;
- самостоятельность - от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- творчество - от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
- эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- связную речь - от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Подробно описывать проект не буду. Скажу только, что совместная деятельность в рамках проекта объединила детей, педагогов и родителей.
В заключении хочу сказать, что воспитатель не забудет о важности непосредственного общения со своими воспитанниками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. В век автоматизации от воспитателя потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Еще К.Д.Ушинский говорил: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать, становится умение учиться»
Воспитатель, по моему мнению, - это социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию.
Воспитатель разновозрастной (средней) группы: Винаева А.В.