Литературная онлайн – витрина в формате вебинара «Книжные советы»
Литературная онлайн – витрина в формате вебинара
«Книжные советы»
"Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка". Сухомлинский В.А.
В свободное время я могу себе позволить почитаю научные статьи и любые другие материалы, которые мне интересны. Когда я была совсем маленькой родители всегда перед сном рассказывали мне сказки и пели песни. В моём детстве - книга была лучшим подарком. Я преклоняюсь перед людьми, которые владеют словом в совершенстве. Писатели и поэты, им этот дар даётся свыше. Это огромный труд и желание донести миру важность слова, его значимость и необходимость.
Поделюсь...По истине драгоценная книга для меня в современном мире - это старинная книга Марии Монтессори "Дом ребёнка" 1913 года. Очень удивительно читать эту книгу с буквой "ъ". Особенно меня трогает, что в тексте вступления Генри Гольмс профессор Гарвардского университета пишет об этой удивительной женщине, называя её госпожа Монтессори. И я после прочтения этой книги, поймала себя на том, что в разговоре с педагогами говорю о Марии Монтессори как о госпоже, отдавая дань уважения этой удивительной женщине, создавшей целую систему обучения детей, систему актуальную и нужную в наше время. Два месяца , я занималась со своей племянницей по методике М. Монтессори, когда у той были проблемы с речью и наконец она заговорила, да так что теперь просто устаем от её лепета. Чем больше читая эту книгу, тем больше удивляюсь ведь Мария Монтессори жила в прошлом веке, однако, её умения, знания были так удивительны и так современны.
Я, думаю что большинство педагогов меня поддержат в том, что любой бытовой разговор дома, заканчивается рано или поздно разговором о работе, а именно о работе с детьми, о программах, о документациях.
Наша быстротечная жизнь неразрывно связана с новыми технологиями. Не секрет, что современные дети мало читают, большую часть времени проводят за компьютером, они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Очень жаль, что ушла замечательная традиция чтения перед сном, а ведь именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. С раннего детства дети познают окружающий мир из книг, прочитанных взрослыми.
Я, ежедневно использую художественное слово в работе с детьми. Маленькие дети с удовольствием разучивают стихи Агнии Львовны Барто о Мишке, Зайке, Бычке, Тане. Ребята постарше просят почитать рассказы о детях В. Драгунского, о зверушках Е.Чарушина, русские народные сказки и сказки народов мира. Дети знают, что даже в самой старой, потрёпанной книжке можно прочитать что-то такое, от чего дух захватывает! Я, сама люблю читать книги и прививаю любовь и интерес к книгам своим воспитанникам.
Хочу рассказать ещё об одной книге, повлиявшей на мою профессиональную направленность. Эта книга "Сказки созданные детьми", автор Елена Эсаулова. Здесь представленны материалы из опыта работы по развитию речи и психологической помощи дошкольникам. Описываются приёмы и методы логоритмики, развития фонематичесого восприятия, совершенствования навыков связной речи, мелкой и общей моторики. Я использую их в своей практике с дошкольниками.
Теперь мои ребята сами сочиняют сказки с помощью сказочных карточек. Сказочные карточки -это нарисованные на картоне предметы, которые имеют определённое толкование и помогают создать сюжет.
Н-р: на сказочной карточке нарисованной детьми:
-дом - означает дом в котором живет герой или дом из которого герой уходит странствовать.
-волшебная палочка- у нас означает волшебство.
-дорога- путь героев
-меч - обретение главным героем силы
- плюс - радостное событие
- минус - плохое событие. трудность, беда
-рука - обретение друзей. помощь друзей
- знак вопроса - сложная ситуация
- солнышко - победа добра
Для начала нашей творческой работы , дети выбирают главного персонажа для сказки. ( из набора игрушек). В самой первой нашей сказке дети главным героем выбрали задиристого и драчливого волчонка. Задача детей сочинить сказку по карточкам с символами, которые они сами и изобразили, да так! нужно сочинить сказку, чтобы в конце сказки была последняя карточка с изображением "Солнышка", что означает - "Победа добра". Так как во всех сказках побеждает добро! Если нужно, то напоминаю детям, что сказка начинается с таких слов как "Жили были" или "Давным давно"...
По традиции самую первую карточку показываю детям с изображением дома. (и задаю наводящие вопросы) Например: Как, мы начнём сказку про волчонка? В одном лесу жил был волчонок... Как называется дом волчонка? -логово..., где обычно располагается логово ?- под корнями деревьев...Какой он был волк? - задиристый и обижал зверят в лесу...Как это проявлялось в общении с другими зверятами? Волчонок всех зверей дразнил и даже бил... Были ли у него друзья? Все его боялись и прятались от него, поэтому у него не было друзей...
Затем показываю следующую карточку Дорога - это означает, что волк куда то отправился... Спрашиваю Куда пошёл наш герой? ...Дети предлагают различные варианты, но большинство выбрало такой вариант "Волк зашёл в гущу леса и заблудился".
На следующей карточки нарисован минус - Это означало, что с волчонком произошло что то не хорошее. Ребята придумали свои варианты историй - споткнулся волк об огромный корень дуба и упал. Поранил себе лапки и не смог идти дальше.
Затем карточка со знаком вопрос - это означает сложную ситуацию. Спрашиваю у детей что мог сделать волчонок, осавшись один с раненными лапками в лесу? И выбираем интересные , логические ответы детей: Волчонок сидел под старым дубом и не знал, что ему делать . Уже становилось темно и волчонку было больно и страшно и некому было ему помочь... Прошла целая ночь...
На следующей карточке изображена рука-, которая означает помощь. Наводящий вопрос от меня: Кто мог помочь волчонку уже утром? Что могли у волчонка спросить, а что мог ответить волчонок? Ребята некоторые отвечают полными предложениями . Снова выбираем из многих вариантов то, что понравилось детям больше всего : Утром незнакомая сорока увидела волчонка и спросила: Что это ты тут делаешь в нашем лесу? Что это ты сидишь под моим дубом? Почему, я тебя не знаю? . Волчонок со слезами на глазах рассказал о своей беде с лапками, о том что ему и помочь то некому, нет друзей...
И так продолжаем сочинять сказку дальше с помощью оставшихся карточек (коробочка с красным бантиком, карточка с плюсом/
И завершающая карточка с Солнышком, которое означает что в конце сказки все закончится хорошо. и победило добро!
Все ответы фиксируем, соединяем все предложения и затем детям зачитываем, какая сказка у нас получилась. И дети вместе подбирают название сказки.
Так и получилась у нас Сказка о том как волчонок стал надёжным другом.
Жил был волчонок в лесу. Он жил один в логове под корнями большого дерева. Волчонок был ужасно задиристым и драчливым. В лесу он всех зверят обижал и даже бил. Конечно у него не было друзей и все его боялись. Когда волчонок шёл по лесу, все зверята прятались от него, потому что боялись.
Как то раз волчонок вышел на прогулку и заблудился, зацепился за огромный корень старого дуба и упал. Поранил себе лапки и хвост. Хотел встать и пойти дальше, но не смог. У него сильно болели лапки. Он сидел под деревом и не знал, что же ему делать. Ему было страшно и больно. Всю ночь он мучился под деревом. И уже утром его увидела сорока и спросила: А что ты делаешь под моим любимым деревом? И почему я тебя не знаю? Волчонок плакал и рассказывал о своей беде и о том что у него даже нет друзей, чтобы помочь ему... Сорока решила помочь бедняге . Она сказала: У меня для тебя сюрприз. Я сейчас позову Бабу ягу, она лечит все болезни лесными травами. Через несколько дней Баба яга вылечила лапки и хвост волчонку. Волчонок поблагодарил свою спасительницу, но не знал как ему вернуться домой, ведь он еще и заблудился... И тогда сорока созвала всех птиц, и разослала их во все концы, чтобы те узнали у зверей, где живет волчонок. Нашли птицы зверят, которые знают волчонка - драчуна, но только не хотели они , чтобы волчонок возвращался к ним, потому что обижал их. И птички рассказали об этом сороке и Бабе яге. Баба яга узнав о проделках волчонка, поговорила с ним. И он пообещал больше никогда не обижать зверей, а дружить с ними. Узнав об обещании Волчонка, звери сами пришли к бабе яге и проводили его до логово, где он жил. С тех пор наш главный герой больше никогда никого не обижал и стал надёжным другом все зверям. Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Книга - она живая, говорит с нами на доступном каждому языке. Она нам дарит не только знания, но и достойные примеры для подражания. И мне, как педагогу, важно привить любовь к книгам.
Взрослеют дети, меняется мир и так хочется верить, что не компьютер, а хорошая книга, взятая с полки, будет, как верный, преданный, хороший друг всегда рядом.
Спасибо за внимание!
- Мне нравится (1)