Программа дополнительного образования "Весёлые нотки"

Программа  дополнительного образования

по музыкальному обучению  детей дошкольного возраста 3-4 лет

«Весёлые нотки»

 

Актуальность   

     Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма. Приобщение малышей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической  деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку.

     Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.  Малыш учится взаимодействовать со сверстниками.                                              

      Дыхательные  упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.

    Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способ-ностей, исполнительского мастерства. Программа по вокальному пению предназначена для детей 3-4 лет. Программа включает песни- игры, которые воздействуют на психоэмоцио-нальную сферу детей, расширяют их кругозор, развивают физически и эстетически. Важную роль при этом играет музыка, являющаяся интегральной основой всего курса.

1)Вид программы оздоровительно- развивающая, обучающая.

Направление программы – художественно-эстетическое, вокально-оздоровительное

Образовательная область: «Музыка», «Здоровье».

Период обучения – 1год

2)Сроки реализации: с октября по май.

Возраст воспитанников – 3-4 года

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Веселые нотки»

3)Основная форма работы с детьми: занятия  у детей 3-4лет (2 младшая) длительностью -15 минут

Количество занятий в неделю-1

Количество занятий в месяц-  4- (в январе-3 занятия)

Количество занятий в год-      31

Количество детей -                 13

4)Развивающая среда:

Музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, наглядные пособия «картинки-распевки», игрушки,  фланелеграф с изображением нотного стана, музыкальные произведения в CD записи.

5)Цель:

Сформировать художественно-эстетическую культуру дошкольника. Привить ребенку любовь к музыке, желание петь и танцевать в группе и индивидуально. Становление певческого дыхания, четкости дикции. А так же развитие музыкально-ритмической  деятельности детей в доступной игровой форме, путем хороводов, песен и танцев. Социальное развитие ребенка: помочь только что поступившим  детям как можно легче пройти адаптацию в садике. Создание положительного психологического настроения.

Задачи:

Образовательные: Формирование у детей музыкальных способностей, интереса к восприятию классической музыки.

Развивающие: Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. Формирование физического развития детей: выполнение упражнений дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, подвижные игры, логоритмические игры.

Воспитательные: Воспитание  у детей чувства товарищества, коммуникативных,  нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. 

 

 

Содержание программы

Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

 

Содержание программы

Основные принципы обучения детей пению:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

 

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

 

Программа предполагает следующие методы:

Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых  способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод- включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем. Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.