ВИКТОРИНА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КАК ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАН»

Забелина Татьяна Никифоровна

ЦЕЛЬ: Закрепление у детей старшего дошкольного возраста представлений о животных Севера и жарких стран; расширение, уточнение и актуализация словаря по лексической теме; развитие связной речи.

МАТЕРИАЛЫ: магнитная доска; табло и магнитные фишки (белые и жёлтые), присуждаемые за правильный ответ; магнитные картинки животных Севера и жарких стран на магнитах; глобус; карта мира с изображением животных севера и жарких стран; 2 панно природных зон; аудиозапись звуков природы Севера и жарких стран; белые и жёлтые кружочки на одежду для команд и звёздочки для капитанов; 2 разрезные картинки с животными Севера и жарких стран; картинки с контурами животных и наградные значки на каждого ребёнка; «итоговая ведомость жюри»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: образовательная деятельность по лексической теме в течении недели, просмотр презентаций «Животные Севера», «Животные жарких стран» с обсуждением и др.

ХОД: Организационная игра (логоритмика):

 

                                   ЖИРАФ

 (дети выполняют движения в соответствии со словами)

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

 

У оленя шерстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде

У оленя шерстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

 

Дети выстраиваются в 2 полукруга по командам (белые и жёлтые) по правую и левую рук от ведущей

 

 

 

 

 

 

 

Вед. Дети, сегодня у нас проводится конкурс-викторина по теме «Животные Севера и жарких стран». Соревнуются две команды: «жёлтые» и «белые». В каждой команде есть капитан. За победу в конкурсе команда получает фишку своего цвета. Оценивать  будет жюри 3 человека. Приготовились, конкурс 1.

 

1 конкурс- Разминка для команд (на вопрос – короткий ответ «да» или «нет»)

 

Белым: - Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире? (да)

Жёлтым: - Верно ли, что у жирафа самая длинная шея? (да)

 

Белым: -Это правда, что кенгуру переносит своего детёныша в зубах? (нет, в сумке)

Жёлтым: - Вы согласны, что обезьяны – это животные, которые больше всего похожи на людей? (да)

 

 

Белым: - Скажите, а морской котик умеет мурлыкать? (нет)

Жёлтым:  -А черепаха умеет лазать по деревьям? (нет)

 

 

Белым: -Правда ли, что огромные бивни моржа-это его зубы, с помощью которых он выбирается на лёд и защищается от врагов? (да)

Жёлтым: -Правда ли, что с помощью меховых подушечек на лапах песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег? (да)

 

 

 

Белым: - Правда ли, что у носорога на носу три рога? (нет, один)

Жёлтым: - Верно ли, что змея – это длинное ползучее животное с ядом? (да)

 

 

 

2 конкурс - Разминка капитанов: «Кто быстрее отгадает загадку»

 

1- На носу он носит рог и зовётся… (носорог)

 

     -Вот так шея, выше шкафа у пятнистого… (жирафа)

 

 

2-              Он снег глубокий разгребает

                  И ягель сочный выбирает,

                  Копает он порой весь день

                  Полярный северный… (олень)

 

                   Хвост поджав, во льдах ночует

                   Вынося мороз любой.

                   И по северу кочует

                   В тёплой шубе голубой.

                   Зверь пушной такой хитрец

                    Да ведь это же…(песец)

 

3-               Живёт спокойно, не спешит,

                   На всякий случай носит щит.

                   Под ним, не зная страха

                   Гуляет…  (черепаха)

 

                    С визгом прыгают по веткам

                    И резвятся, словно детки,

                    На качелях из лианы

                    Ввысь взлетают…(обезьяны)

 

   4-                Растянулся среди льдин

                     Ластоногий   господин,

                     Неуклюж и  толстокож

                     Клыкастый наш усатый…(морж)

 

                      Он в шубе белой щеголяет,

                      Умеет плавать и ныряет.

                      Живёт он там, где холода

                      И ловит рыбу из-под льда.

                      У моржа соседи…(белые медведи)

 

 

 

 

3 - конкурс для команд «Отправь животное на родину»

 

 (дети становятся в полукруг  перед доской с двумя климатическими панно, на столах позади них столы с магнитными картинками животных)

 

Вед. (показывает глобус) Обратите внимание на два полюса: Северный и Южный- какие животные живут в вечной мерзлоте и холоде? (животные Севера)

А это – экватор, здесь греет солнце. Вдоль экватора расположены страны, где всегда жарко, какие животные там живут? (животные жарких стран). На доске два панно природных зон: Севера и Юга. На столах - картинки животных.

Давайте поможем животным отправиться на свою родину. Участники команд возьмут по одной картинке, снова выстроятся в полукруг. Каждый называет животное и где его родина: на Севере или Юге и прикрепляет картинку к соответствующему панно.

 Жюри определяет победителя.

 

 

ФИЗМИНУТКА  «Северные олени»

 

Как олени мы поскачем,             (подскоки с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.            (прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились     (повороты враво и влево)

А теперь – остановились.             (остановиться)

Мы немного отдохнём,                (вдох – выдох 3 раза)

А затем пешком пойдём.             (ходьба на месте)

Руки вверх, потом вниз,                (поднимание и опускание рук)

И на льдинки все садись.              (садятся на стульчики полукругом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 конкурс для капитанов – «Разрезные картинки»

 

(дети сидят на стульчиках по командам, между ними на двух сдвинутых столах посредине перемешанные части двух картинок). Капитаны становятся напротив друг – друга, каждый за своим столом.

 

Вед. Вызываются капитаны команд на соревнование: кто быстрее соберёт разрезную картинку. Капитан белых собирает картинку животных Севера, а капитан жёлтых – картинку животных жарких стран. Считаем все вместе:

«Раз, два, три! Скорей картинку собери!».

 

Капитаны собирают картинки, кто быстрее соберёт – получает фишку.

 

 

 

5 конкурс для команд – «Четвёртый лишний»

 

Вед. Каждой команде я называю четырёх животных,  вам нужно выделить какое животное лишнее и объяснить почему. Тот, кто первый ответил правильно- изображает этого животного (психогимнастика).

 

Белым: БЕГЕМОТ,  НОСОРОГ,  белый медведь, СЛОН  (изображают белого медведя)

 

Жёлтым: МОРЖ, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ТЮЛЕНЬ, обезьяна (изображают обезьяну)

 

Белым: МОРСКОЙ КОТИК, лев,  БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, МОРЖ (изображают льва)

 

Жёлтым: северный олень, ЖИРАФ, ЗМЕЯ, КЕНГУРУ(изображают северного оленя)

 

За правильные ответы и артистизм жюри определяет команду- победителя. (ничья, фишки поровну)

 

 

 

 

 

РЕЛАКСАЦИЯ

 

Вед. Пока жюри определяет победителя, пройдём на ковёр и устроимся поудобнее. Закроем глаза и послушаем чудесные звуки природы жарких стран и Северного края.

 

Вед. Подошла к концу наша викторина. Мы с вами соревновались, играли, вспомнили и закрепили представления о животных Севера и жарких стран.

Теперь жюри объявит команду – победителя викторины.

(Жюри передаёт ведущему «итоговую ведомость»)

Вед.  По мнению жюри, лучшими в 1-м и 3-м конкурсах стала команда белых, а во 2-м и 4-м – команда жёлтых, т.е. количество фишек у команд поровну. В заключительном 5-м конкурсе обе команды набрали одинаковое количество фишек.

    В итоге победила     ДРУЖБА!  (аплодисменты)

 

 

   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИГРА (пальчиковая)

 

Вед. Дети, скажите, а где мы сможем увидеть в одном месте и животных Севера, и животных жарких стран? (в зоопарке)

 

В заключение, пальчиковая игра «ЗООПАРК»

 

Мы шагаем в зоопарк,            (указательные и средние пальцы двигаются           

                                                   вперёд – назад)

Побывать там каждый рад.   (хлопки)

Там зебры, змеи, крокодилы, (загибают пальцы)

Моржи, тюлени и гориллы.

Жирафы, белые медведи, слоны,

Тигры, обезьяны и львы.

А в руках у нас ружьё          (изображают фотоаппарат)

Фотографирует оно.

Сделаем всем фото,    (показать пальцами)

Вот охота так охота!     (сжимают – разжимают пальцы)

 

Вед. Какие фотографии у вас получились? (показывает листы с контурами животных) Хорошие, но нечёткие. Нужно животных обвести по контуру и раскрасить. (раздаёт каждому по листку, дети обводят и раскрашивают