Артикуляционная гимнастика

Асанова  Наталья Анатольевна

Артикуляционная гимнастика.

Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой родитель может заниматься с малышом самостоятельно.

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц.

Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Требования к артикуляционной гимнастике

1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ, выполнение упражнения.

2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15).

3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

4. Проводится в игровой форме.

5. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т.к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.

6. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, либо упражнения выполняются перед зеркалом.

7. Нельзя говорить ребенку о неправильности выполнения упражнения, лучше покажите ребёнку его достижения, подбодрите.

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков

Норма артикуляции свистящих звуков - губы растянуты в улыбку, - зубы заборчиком со щелью, - кончик языка за нижними зубами, - воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«УЛЫБКА-ТРУБОЧКА» - чередование движений.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживаем под счет до 10

«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами (верхними и нижними).

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГОРКА» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, широкий

«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА». Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Вдох через нос, плавный выдох – через рот. Выполняем упражнение – 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков.

Норма артикуляции шипящих звуков - губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью, - язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель, - боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, - воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх.

"ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены, располагаются друг на друге. Губы растянуты в улыбке.

"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»

«ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

"ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.

Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Р», «Рь»).

Норма артикуляции звуков «Р», «Рь» - губы раскрыты, нейтральны, - зубы разомкнуты, - боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, - широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

"ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

"ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«АВТОМАТ». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

«БАРАБАНЩИКИ». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«ИНДЮК». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).

«КОМАР» - улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук , средний между З и Ж).

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.

Артикуляционные упражнения для соноров (звуки «Л», «Ль»).

Норма артикуляции звуков «Л», «Ль» - губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,

- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой», - кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку, - боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух, - корень языка поднят.

"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"ЧАСИКИ". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.

"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

"ФУТБОЛ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

"ПОЧИСТИТЬ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ". Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

"ЛОШАДКА". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать

язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

«ПАРОХОД ГУДИТ». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

«САМОЛЕТ ГУДИТ». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.