дидактическое пособие "Агуша" по развитию речи
Речевое развитие старших дошкольников – один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. А ученики с богатым словарем, наоборот, активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи.
Поэтому перед воспитателями дошкольного учреждения возникает проблема – как активизировать речевую деятельность детей. Одним из методов решения данной проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у дошкольников. Представляю вашему вниманию игровое дидактическое пособие: «Агуша».
Всем известно, что развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней жизни малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит различные звуки. И первое гуление малыша: «АГУ». Отсюда и название данного пособия: «Агуша».
Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения дошкольников.
Это дидактическое пособие способствует:
- развитию словарного запаса и связной речи детей;
- воспитанию звуковой культуры речи,
- совершенствованию грамматического строя речи;
- развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движения рук.
Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и будет способствовать развитию познавательного интереса дошкольников.
Методика использования дидактического пособия «Агуша»
Дидактическое пособие представляет собой сшитую ярко оформленную коробку, в виде забавной малышки Агуши. Внутри этой коробки находятся листы с заданиями для расположения предметных картинок и фигурок животных, карточек с буквами и слоговыми схемами.
Все инструкции к выполнению заданий находятся в отдельной папке: в «Картотеке упражнений и игр по работе с дидактическим пособием «Агуша». Также у педагогов есть возможность самостоятельно придумывать интересные упражнения по развитию речи, опираясь на имеющийся дидактический материал. При этом важно соблюдать одно главное условие: весь процесс игры должен вестись от лица самой Агуши, в ходе которого дети будут учиться вести диалог с героем.
Пособие может быть использовано:
- в совместной деятельности детей,
- в ходе режимных моментов,
- индивидуально и подгруппами.
Варианты заданий:
Игра 1. «Где живёт Агуша?»
Цель: учить употреблять предлоги: за, под, перед, на, в, над.
Задание: расставить предметы мебели для гостевой, ванной комнаты и спальни по инструкции взрослого (самой Агуши).
- расположи лампу за столом;
- поставь на стол цветок;
- часы висят над диваном и т.д.
Игра 2. «Как одеть Агушу?»
Цель: учить детей составлять рассказ.
Задание: ребятам нужно одеть Агушу, в соответствии с предложенным педагогом местом для выхода, например, в музей или в бассейн. Все свои действия необходимо комментировать и объяснять выбор одежды. Затем составить рассказ от лица Агуши о её времяпрепровождении.
Игра 3. «Кому отправляет посылку Агуша?»
Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Задание: отправить посылку жильцу, ориентируясь в пространстве.
- найди хозяина посылки, квартира которого находится слева от квартиры кабана, но справа от квартиры медведя;
- найди, на каком этаже живет жираф, если мы знаем, что над ним сверху живет собака, снизу лев, а слева слон;
- расскажи, кто соседи у обезьяны сверху, снизу, справа и слева.
Второй вариант использования данного поля – это игра: «Куда Агуша заселяет жильцов?»
Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Задание: заселить зверей по квартирам.
- засели курицу, зайца, кота, волка на 4 этаже так, чтобы заяц жил слева от кота, но справа от курицы.
- рассели на первом этаже диких животных, на втором - домашних, на третьем – птиц.
Игра 4. «С чем играет Агуша?»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении личных местоимений.
В ряд выставляются фигурки животных: льва, паука, мыши и других. Напротив них располагаются предметы: сумка, бутылочка, самокат и других.
Задание: составить предложения, заменяя название животного личным местоимением: он или она.
Например: Лев (он) стоит напротив сумки.
Паук (он) стоит напротив бутылочки.
Собака (она) стоит напротив самоката.
Игра 5. «Чем кормит обезьян Агуша?»
Цель: учить склонять личные местоимения, учить различать женский и мужской род.
Задание: составить предложения с использованием личных местоимений, отвечая на вопрос: «С чем есть банан у обезьянки?».
Ребенок берет банан и определяет род имени существительного на банане. Например: банан с машиной (она). Машина – слово женского рода, значит, она достается девочке обезьянке.
Ребенок проговаривает предложение:
У неё есть банан с машиной.
Банан с картинкой слона (он). Слон – слово мужского рода, значит, он достается мальчику обезьянке.
У него есть банан со слоном.
Затем можно перечислить бананы, с какими предметами есть у обеих обезьянок.
У них есть бананы с машиной и со слоном.
Игра 6. «Агуша делит слова на слоги»
Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Задание: педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой. Затем нужно назвать, кто изображен на картинке. Посчитать количество слогов в каждом слове. И собрать все картинки с одинаковым количеством слогов в слове.
Игра 7. «Агуша учится читать слоги»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова.
Задание: педагог показывает предметную картинку. Дошкольник должен определить на какую букву начинается данное слово, затем выложить карточку с этой буквой вверх на крону дерева. После этого ребенок выбирает любые буквы так, чтобы получились слоги. И крепит карточки с этими буквами в свободные окошки на дереве. Затем читает слоги.
Игра 8. «Яблочко – любимый фрукт Агуши»
Цель: учить определять место буквы в слове (в начале, в середине или в конце слова)
Задание: (яблоки находятся над пустыми окошками). Ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного и карточка с любой буквой. Педагог просит определить ребенка место буквы в слове. Ребенок проговаривает данное слово, определяет местонахождение данной буквы и опускает яблочко в нужное окно.
Игра 9. «Краб – любимая игрушка Агуши»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употребление порядковых числительных.
Задание: педагог поочередно прикрепляет прищепки с предметами к клешням крабика, задавая вопросы:
- прищепку, с каким предметом я прикрепила первой?
- второй? – третьей? – последней?
Дети должны давать развернутые ответы на вопросы.
Игра 10. «Украшения Агуши – бусы»
Цель: развитие грамматического строя речи, развитие мелкой моторики рук. Задание: всевозможные варианты раскладывания бусин по количеству и по цвету.
Например, посчитать и отложить в первом ряду 5 бусинок, во 2 ряду - 3 бусинки, затем посчитать, сколько бусинок в двух рядах. Ребенок должен подробно комментировать свои действия и дать развернутый ответ на вопрос.
Таким образом, вашему вниманию была представлена лишь малая часть вариантов использования дидактического пособия «Агуша». В дальнейшем планирую продолжать его наполнять новыми листами с играми и упражнениями, так как разработанное дидактическое пособие способствует развитию речевой активности дошкольников. В результате его регулярного использования происходит закрепление полученных речевых умений, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти и логического мышления детей.
Спасибо за внимание!