Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланке
Количество детей с ОВЗ очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к увеличению. По данным ВОЗ существует несколько факторов, влияющих на здоровье детей и на дальнейшее их развитие: наследственность, состояние окружающей среды, состояние медицинского обеспечения, а также условия и образ жизни.
Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования. Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения.
Работая в группе компенсирующей направленности, могу сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход воспитателя, узких специалистов с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Деятельность воспитателя, логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, а также музыкального работника направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников группы, но с учётом индивидуальности каждой маленькой личности.
Опираясь на детскую психологию, необходимо искать методы, средства, формы работы с детьми с ОВЗ. При этом нужно учитывать, что главное в детском возрасте – это игра, при помощи которой можно развивать определённые навыки, приобретения определенного набора знаний и умений.
Соответственно, она является одним из самых эффективных методов формы работы с детьми с ОВЗ в дошкольной организации и не только.
В нашем детском саду имеется две группы компенсирующей направленности. В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем следующие педагогические технологии:
-здоровьесберегающие;
- дифференцированное обучение;
- моделирование, эксперимент, метод проектов.
Основное направление нашего детского сада – оздоровительное, где специально организовано в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов в ходе образования, воспитания и обучения. Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в нашем ДОУ:
1. Медико – профuлактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.
2. Физкультурно – оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия с использованием дидактических игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду. Педагогами организуются развивающие игры (словесные, подвижные, имитационные), психогимнастика, рисование (тематическое и свободное), моделирование проблемных ситуаций, артерапия, использование художественных произведений и сказочных сюжетов и др.), которые реализуются в соответствии с основными направлениями деятельности воспитателей групп со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами, психологом, администрацией учреждения.
5. Коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, пластилинография. Регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Однако, чтобы достичь больших результатов, необходимо тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Во взаимодействии с родителями мы применяем разные формы работы:
- педагогические беседы (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);
- групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;
-консультации;
-папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями.
Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, досугов, проектах. Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения между ними.
В настоящее время, в период пандемии, работа с родителями и воспитанниками велась в дистанционной форме. Мы использовали WhatsApp, Instagram, онлайн-конференции организовывались в Zoom. Но всё время шёл непрерывный процесс воспитания и образования, соответствующий требованиям образовательной программы ДОУ, возрастным особенностям воспитанников и согласно ФГОС.
Список используемой литературы:
1. Специальная психология. Учебно-методическое пособие.
Авторы-составители – А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова.
2. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ.
3. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.
4. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал.
5. Интернет-ресуры