«Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
МДОУ «Детский сад№24 с. Крутой Лог»
Воспитатель: Шульц И.Ю.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих младшего дошкольного возраста уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс знакомства со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями. Знакомство со сказкой занимает центральное место в развитии связной речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Малыши через сказки получают больше информации, чем в обычном разговоре.
Рассказывая ребенку сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь. Посредством сказок дошкольники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа, приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор.
При помощи сказок, мы ставим задачи направленные на развитие связанной речи у детей младшего дошкольного возраста:
- воспитание звуковой культуры речи
- формирование грамматического строя речи
- обогащение, расширение словарного запаса
- развитие связной речи.
Наша работа над сказками строится по определенному плану.
Знакомство детей с текстом сказки и пересказ по цепочке с опорой;
2. Придумывание нового названия и другого окончания сказки;
3. Изменение сюжета сказки
Во время разбора сказок, мы останавливаемся на основном сюжете и главных ее героях. Особое внимание здесь уделяется предметам, которые встречаются в произведении, а так же мы включаем в словарь детей ранее неизвестные слова и выражения. За счет этого идет обогащение словарного запаса детей. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Для закрепления связной речи и активизации словаря детей используем разные игры, упражнения, беседы, проводим их после чтения сказок.
В результате нашей работы можно сделать вывод, что сказка в жизни детей дает мощный толчок в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.
2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.
3. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).
4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).
- Мне нравится (1)