Организация работы дошкольников в малых группах( из опыта работы)
Буровцева В.Ю.,воспиатель
ГБДОУ детский сад №74 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия
Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых действий. Малыш учится управлять поведением других людей и лишь значительно позже своим собственным.
Опыт общения и взаимодействия со сверстниками начинает формироваться на 2-3-ем году жизни. Поэтому поиск путей и средств для построения работы с детьми раннего возраста для развития у них навыков общения и взаимодействия является одной из задач дошкольного образования.
Одной из форм взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. В этих играх отсутствует соревновательное начало, общие действия и эмоциональные переживания создают атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения.
Совместная игра детей, организованная педагогом, может способствовать не только развитию их общения, но и успешной адаптации малышей к детскому саду. С помощью этих игр воспитатель может сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр позволит обогатить детей новыми впечатлениями, получить новый социальный опыт, который важен для развития их личности [1].
Игра нуждается в руководстве со стороны взрослого при соблюдении ряда условий и рекомендаций, описание которых приводится далее.
Игры следует строить на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первый вид игр, которые осваивают дети, − это игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных игр, содержат элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекательны для малышей, так как отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Движения, сочетаясь со словом, помогают осознать содержание игры, а когда действия понятны детям, то их легче выполнять. Осознание содержания и правил игры снижает возникновение конфликтов у детей и взаимное отталкивание. Эти игры помогают воспитателю завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание [1].
Например, мы организуем совместную игру «Раздувайся, пузырь!», целью которой является развитие согласованности движений. Последовательность игровой деятельности заключается в следующем. Дети рассаживаются на стулья, воспитатель подходит к одному из ребят, приглашая его в игру. Взявшись за руки, они подходят к другому ребенку, повторяя приглашение и т.д. В итоге дети собираются в хоровод. Воспитатель обращается к детям: «Какой большой круг у нас получился, как пузырь! Давайте сделаем его поменьше». Хоровод сжимается. Воспитатель предлагает детям снова надуть пузырь, показывая им, как набирать воздух и громко выдувать его, делая при этом шаг назад. Дети повторяют движения педагога, и постепенно круг расширяется. Педагог проговаривает потешку: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!!!». После того как «пузырь раздулся», воспитатель громко хлопает в ладоши, сообщая: «Лопнул пузырь». После этих слов дети отпускают руки друг друга и разбегаются в разные стороны.
К числу подобных игр относятся «Дождик», «Прыг-скок», «Лови-лови», «Карусели», в которых общие движения доставляют малышам радость. В этих играх воспитанники кроме того, что учатся согласовывать свои движения со сверстниками, они обучаются умению ориентироваться в пространстве.
Более сложными для малышей являются игры, где нужно действовать по очереди небольшими группами («Куклы пляшут», «Подарки» и др.). В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать другому игрушки или активную, привлекательную роль. Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка»). Эти игры способствуют формированию самостоятельности и дружеским контактам [1].
Во всех играх главным является взрослый. Он вводит в жизнь детей новую игру, являясь образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения должны быть построены на подражании взрослому и друг другу. Взрослый должен увлечь детей. Для принятия игры всеми детьми, воспитателю нужно уметь ее донести. Для этого нужно понимать воспитательное значение игры и ее особенности, подготовиться к ее проведению (составить четкий план, мысленно проиграть и знать тексты). Воспитатель должен во время игры держаться свободно, быть артистичным. В каждой игре есть организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно делать в данной игре, а что нельзя. Следует учесть, что нельзя начинать игру с детьми раннего возраста с объяснения правил. Доносить эти правила нужно тактично и ненавязчиво в процессе игры, чтобы действия детей становились более произвольными и осознанными.
Список литературы:
Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Буровцева В.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 74 Выборгского района
Санкт – Петербурга
Тема « Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Как и в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, интересами, привычками, предпочтениями – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания ,помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.
Я, в работе с детьми, организуя детей в малые группы, основываюсь на их симпатиях , и использую свои приемы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на группы зависит от содержания занятий, уровня произвольного поведения. Дети, при делении на малые группы, могут сидеть на стульчиках или стоять на ковре полукругом или беспорядочно. Дети не только сидят, но и встают, передвигаются по группе.
Работу малыми группами начинала со средней группы, сначала парами, потом тройками, а в старшей и подготовительной группах по 4- 7 детей. Важно правило, что эти малые группы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Всех заданий не должно быть меньше трех на занятии, обязательно должны быть разминки перед следующим заданием, перемешивание детей и деление на мини группы. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо -игровым.
Социо-игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп, целью, которой, является формирование коммуникативных навыков общения.
В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:
- помочь детям научиться общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию самостоятельности, творчества;
- развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.
Начиная работу со средней группы опираясь на знания детей, предлагаю им объединиться в малые группы следующими способами:
- назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например : красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
- заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части);
- геометрические фигуры разных форм и цветов.
В старшей группе последовательно усложняю способы объединения в группы:
- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств .
- предметы быта: одежда, обувь, посуда, мебель ( деление по предметам, объединенным одним названием ( признаком);
- изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
- небольшие картинки с повторяющимися сюжетами;
- назвать дни недели, части суток, времена года и разделиться на малые группы.
В подготовительной к школе группе работа продолжается, мои варианты разделения на группы:
- картинка с рисунком, назвать слово, выделить первый звук и объединиться с таким же звуком;
- предлагаю каждому ребенку какое – либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две , и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу;
- расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);
- четный, нечетный.
Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопониманию.
Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу . Игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей
Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют внести свой опыт в выполнение задания.
Как показал опыт работы, возникают такие проблемы в работе малых групп:
- конфликт
- неготовность к компромиссу и сотрудничеству
- неготовность слушать
В каждом конкретном случае инициативу берет на себя воспитатель в разрешении конфликта. Вовремя важно воспитателю напомнить правила работы в группах:
- один за всех и все за одного;
- когда работаешь сам, не мешай другим;
- справился сам, помоги другу;
- главное не бояться доказывать свою правоту;
- умей принять помощь.
В моей практике применение технологии малых групп способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья ,формированию коммуникативных навыков .В результате применения этой технологии у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобрели важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение договариваться.
- Мне нравится (2)