Приемы стимуляции внимания у детей дошкольного возраста

В наше время проблема коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет его успешность или неуспешность обучения в школе. У детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего низкий уровень развития произвольного внимания, поэтому для успешного обучения детей с ОВЗ в школе необходимо развивать внимание в дошкольном возрасте.

У этих детей процесс развития произвольного внимания проходит очень медленно, поэтому нам, педагогам, необходимо создавать специальные условия для успешного решения этой проблемы. Как известно, ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра, по этому можно рекомендовать использовать в занятиях с детьми разные дидактические игры для развития произвольного внимания. Замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми будет способствовать ускоренному и более качественному усвоению материала и развитию произвольного внимания. Несомненно, преимуществом дидактических игр для развития произвольного внимания у детей с ОВЗ еще является и то, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Что будет способствовать закреплению достигнутого результата в детском саду. Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм воздействия и развития, познания окружающего мира детей с ОВЗ. Используя  дидактические игры, мы реализуем две цели: 1- обучающая, которую преследует взрослый, а 2 – игровая, ради которой действует ребенок. Очень важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Воспитателю необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная активность и внимательность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует развитие произвольного внимания, но и способствует более успешному решению всех образовательных задач. Дидактическая игра активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображению – переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развития знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности, что тоже важно для ребенка с ОВЗ .

В дидактической игре эти дети  отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Игра необходима ребенку с ОВЗ, не только как способ познания окружающего мира, но и для развития произвольного внимания. В игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на произвольное внимание и личность ребенка, через межличностное общение дошкольников, поэтому дидактические игры являются одним из важнейших средств развития произвольного внимания  дошкольников с ОВЗ. Игра воспитывает интерес, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания. Любая игра – это деятельность. И при таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Используя в работе со старшими дошкольниками с ОВЗ элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности, мы можем поддерживать их внимание на достаточно высоком уровне. На развитие произвольного внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у старших дошкольников с ОВЗ определенные качества внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.