Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ с учётом возрастного принципа"
Изучив проблему индивидуализации детей в контексте ФГОС, понятно, что необходимо пересмотреть содержание среды групп. Если прежде, осуществляя индивидуальный подход, мы ориентировались в основном на результаты освоения детьми программы, то теперь понятно, что индивидуализация – более широкое понятие.
Развивающая предметно-пространственная среда, нацеленная на реализацию принципа индивидуализации, должна строиться с учетом интересов и склонностей детей, особенностей их характера, темперамента, эмоционального развития, жизненной ситуации.
И каждый ребёнок должен найти своё отражение в группе.
Дети в детском саду ещё не умеют читать, поэтому активно используем их небольшие портреты и картинки. Фотографиями обозначаются персональные выставки детей. Устраиваем выставки не только рисунков, но и - любимых игрушек детей, коллекции, которые они могут принести из дома, или взять в группе. Обязательно обговаривается с детьми то, что игрушки из коллекции брать нельзя – можно лишь рассматривать их, обговаривать, что это за коллекция. Можно организовать не персональную, а коллективную коллекцию. Выставки игрушек позволяют «разговорить» даже самых стеснительных и замкнутых детей, объединяют детей по интересам, способствуют их самоутверждению. Картинками обозначаются шкафы, полки, подставки, где хранятся игрушки и игры.
На группах должны быть тематические фотоальбомы. Они касаются как отдельных детей, их семей, где дети знакомят с увлечениями своей семьи других детей, фото участия родителей в мероприятиях детского сада, так и различных событий в группе. Как и все мы, дети любят отыскивать себя на фотографиях, рассматривать, делиться впечатлениями.
Детские портфолио собирается на каждого ребёнка, так как в прописано в ООП, и содержит следующие разделы «Давайте познакомимся», «Мои любимые занятия и игры», «Мои праздники», «Моё творчество», «Мои достижения» - именно такие разделы прописаны в нашей ООП. Они всегда лежат в группе и постоянно пополняются. Дети очень любят их рассматривать, показывать друг - другу и гостям группы. Портфолио передаётся из группы в группу, вместе с ребёнком.
Тематические фотоальбомы, портфолио очень хорошо развивают речь детей. Ведь им так нравится рассказывать о событиях, запечатленных на фотографиях!
Небольшие коврики и игровые поля, которые позволяют ребенку ограничить свое игровое пространство. Это особенно важно для детей, нуждающихся в уединении. Кроме того, индивидуальные коврики побуждают детей договариваться, ведь ковриком можно пользоваться вдвоем, а можно и по очереди.
Книжный уголок является отличным средством расширения кругозора детей, обогащения их представлений об окружающем. Его содержание меняется в соответствии с темой недели, но и должны быть подставки или полки и для любимых книг детей. Они приносят их из дома, могут на них поставить и групповые книги.
В каждой группе есть дети, которые особенно любят рисовать или какие либо игрушки, с которыми не могут расстаться и приносят их в детский сад. Они могут принести наборы фломастеров, ручек, маркеров, раскраски, игрушки и хранят все это в шкафу. Можно продумать и приготовить свои коробочки, рюкзачки, папки, которые будут прикреплены к шкафчику, в которые они могут сложить все, что им нужно.
В группе, особенно в старшей и подготовительной, должно быть много самодельных маркеров игрового пространства, макетов. Их особенность в том, что сделаны они с активным участием детей или совместно детей и родителей. И совсем не важно, если что-то получилось не так ровно и красиво. Важно, что дети становятся действительными хозяевами группы, ее создателями и преобразователями. Они заметно более бережно относятся к поделкам и игрушкам.
Очень важно, чтоб КАЖДЫЙ ребенок осознавал свою успешность и значимость. На КАРУСЕЛИ УСПЕХА может побывать каждый за самые разные моменты – за то, что помог расчистить снег, за интересный рассказ, за добрый поступок. Это уголки «Звезда дня» «Мои добрые дела». Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки каждого воспитанника.
Конечно, Героем Дня становится каждый именинник. Для него можно приготовить нарядный стульчик, красивую посуду, необыкновенный торт, внутри которого спрятан подарок, не обязательно купленный, а сделанный руками детей.
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги нашего дошкольного учреждения учитывают, прежде всего, возрастные особенностей детей.
У младших дошкольников активно развивается двигательная деятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижении. Для стимулирования двигательной активности в группах детей 4го года жизни имеются горки, тиры, игрушки-двигатели крупного размера и т.п.
В младших группах предметную среду создаем так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов.
У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр. Как я уже отмечала выше, пространство для игры организовывают сами дети, проявляя свои интересы и замыслы. Для этого изготавливаются передвижные подиумы, игровые поля. Коробки с игровыми материалами обозначаются картинкой, без надписи (дети не читают).
При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки), самооценка, уровень притязаний. Поэтому в группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Мой успех".
Материалы для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр складываются в контейнеры, причём не отдельно по каждой тематике, а вместе – ребёнок может сам отсортировать то, что ему нужно.