Самомассаж "ложками" в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Кудинова Надежда Николаевна

САМОМАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

 

            В системе образования с каждым годом наблюдается рост детей с нарушениями речи. Поэтому актуальным остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма.

            Возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.

            Всем известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цель массажа: стимуляция кинестетических ощущений, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса.

 

            Логопедический массаж может проводить дефектолог, логопед или медицинский работник владеющий техникой этого массажа и прошедшие курс специальной подготовки. Что же делать обычному специалисту и педагогам в садах которых нет логопеда? В этом случае может помочь самомассаж, который выполняется самим ребенком.

Выполнять массаж можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. Для самомассажа можно использовать разные подручные предметы: шишки, зубные щетки, катушки, колючие шарики (су-джок), камешки и шарики марблс, бигуди, ложки и др. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.

Сторонником массажа и самомассажа является О.И.Крупенчук. Обратив внимание на ее работы, взяла себе на заметку прием самомассажа ложками и адаптировала его в своем учреждении. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками.

            Преимущества массажа ложками:

  • ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все.
  • ложки есть в каждом доме и их легко приобрести.
  • безопасны
  • массаж ложками можно освоить всем и даже родителям
  • во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику.
  • не требует стерилизации (обрабатывается раствором питьевой соды, так же как вся посуда в дошкольном учреждении).
  • не вызывает страха у детей, как зондовый массаж.

Существуют противопоказания к проведению массажа ложками:

  • при остром инфекционном заболевании, насморке, простуде;
  • при высыпаниях, гнойничках, трещинах на коже лица, герпесе или конъюнктивите;
  • при аллергии, синяках на лице, солнечных ожогах;
  • при воспалении во рту, выпадении зубов.

Выбор ложек тоже должен иметь особый подход. У детей дошкольного возраста артикуляционный аппарат не такой большой и поэтому кофейные ложки подходят идеально, как для массажа на лице, так и для массажа во рту. При выборе ложек необходимо обратить внимание на края. Они должны быть гладкими и округлыми. На каждого ребенка должна быть пара ложек.

      Курс массажа составляет 10-15 дней, проводить можно  индивидуально и в подгруппах по 3-4 ребенка. Все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Массаж может проводиться как отдельно от занятия,  так и являться частью коррекционно-образовательной деятельности, используя его элементы частично.

      Обучая детей самомассажу, специалист показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.

На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах.  (кончик, ямка, черпачок,горка, боковые края, черенок)

image

Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика), игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.

 

Черпачок кручу, любя,

От себя и на себя.

Есть у ложки кончик, бок,

Ямка, горка, черенок…..

Смотрит ложка ямкой вниз

И дрожит, как тонкий лист.

А теперь обняв, держу,

Пальчик в ямку положу.

Лодка ходит по воде –

Круг рисую я везде.

Снизу пальчик ставлю – что ж,

На кого теперь похож?.......

 

Ай да, ложечка моя,

Дай тебя поглажу я!

 

(Ложку держим вертикально, поворачивая ямкой от себя и к себе)

(Одной рукой держим ложку, другой показываем кончик, бок, ямку, горку, черенок)

(Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами за кончик и покачиваем вверх-вниз)

(Захватываем ложку сверху кулачком, но большой палец в ямке)

(Имитируем движения лодки)

 

(Захватываем ложку сверху кулачком,  большой палец снизу черпачка со стороны горки. Большой палец ходит вверх-вниз, имитируя рот)

(Держим ложку вертикально и гладим пальчиком указательным по черпачку)

После того как дети выучили и запомнили части ложки можно приступать ко 2 этапу: массаж и самомассаж лица.  На начальном этапе логопед проводит массаж индивидуально с ребенком, для того чтобы познакомить с частями лица, движениями и направлениями ложкой на лице.

      Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют. Стихотворение является ритмом, в котором должны совершаться движения, а также порядок этих движений, что не мало важно для детей с ОВЗ.

 

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно…

Как погладить щеки нам,

Не сдвигая кожу там,

 

 

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке,…

 

Повернуть боками ложки,

Вытирать со щёчек крошки.

 

После складочки скребём –

 

Нажимаем их потом.

 

Поскребём по губкам тоже –

Забывать о них негоже.

 

И нажмем концами ложек,

Как нажать их мог бы ёжик.

II.

Разомнем получше щёки,

Круг рисуя там глубокий

 

Там, где губок уголочки,

Крутим мелкие кружочки

 

Щёки можно посдвигать

Вверх и вниз, и вверх опять.

 

И у мышц жевательных

Покружить желательно.

 

И у подбородка

Круг рисуем чётко.

 

Гладим личико. Опять

Начинаем разминать.

 

 

 (круговые движения по середине лба)

 

(круговые движения по щекам)

 

 

 

 

 

 

(краями ложек собирать «крошки»)

 

 

(краями ложек «скребем» над верхней губой)

 

(частое нажатие кончиками ложек по носогубным складкам)

(скребущее движение по верхней и нижней губе кончиками ложек)

 

(частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)

 

 

imageimage

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon massazh_lozhkami.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Кудинова Надежда Николаевна, учитель-логопед Массаж ложками, как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушениями речи

Слайд 2

ПЛАН 1.Нетрадиционные формы работы в коррекции речи детей дошкольного возраста 2. Коррекция речевых расстройств с помощью ложек. А) Преимущества В) Задачи С) Выбор ложек 3. Адаптированная методика проведения массажа ложками в ДОУ О.И.Крупенчук.

Слайд 3

По словам профессора Б.Р.Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. В настоящее время существует множество методов массажа: массаж шишками, зубными щетками, су-джок, пробками, а также массаж ложками. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.

Слайд 4

Преимущества массажа ложками: 1.Ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все. 2. Ложки есть в каждом доме и их легко приобрести 3. Безопасны 4. Массаж ложками можно освоить всем и даже родителям 5. Во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику. 6. Не требует стерилизации 7. Не вызывает страха у детей, как зондовый массаж

Слайд 5

Задачи массажа 1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. 2. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора языка, тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры 3. Улучшение качества артикуляционных движений 4. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов Ложки должны быть - прочными - маленькими – кофейными. - с гладкими краями - обрабатываться в растворе питьевой соды - на каждого ребенка – пара ложек

Слайд 6

Адаптированная методика проведения массажа ложками в ДОУ О.И.Крупенчук 1 этап : дети запоминают части ложки в стихах, на физминутках, в игровых приемах. Поочередно меняя ложки в руках (в правой, левой руке) 2 этап : Самомассаж лица Лоб погладили мы нежно И расслабили прилежно А потом очки надели И читали две недели

Слайд 7

3 этап: Самомассаж языка и ротовой полости Гладим ложкой мы язык, К ласке бедный не привык. Краешки расправим, Чашечкой поставим. РЕЗУЛЬТАТЫ - улучшилось качество артикуляционных движений за короткий срок; -уменьшились судороги, синкинезии и тремор языка. - нормализовался тонус мышц мимической и артикуляционной мускулатуры;

Слайд 8

Спасибо за внимание!