Самомассаж "ложками" в коррекционной работе с детьми ОВЗ
САМОМАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
В системе образования с каждым годом наблюдается рост детей с нарушениями речи. Поэтому актуальным остается поиск новых способов и методов коррекции сложных речевых дефектов, использование которых будет способствовать более быстрому и эффективному развитию компенсаторных возможностей детского организма.
Возникает необходимость комплексной коррекции данной категории детей, через включение в различные виды деятельности разнообразных приемов массажа и самомассажа.
Всем известно, что массаж – это мощный биологический стимулятор. Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи. Цель массажа: стимуляция кинестетических ощущений, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса.
Логопедический массаж может проводить дефектолог, логопед или медицинский работник владеющий техникой этого массажа и прошедшие курс специальной подготовки. Что же делать обычному специалисту и педагогам в садах которых нет логопеда? В этом случае может помочь самомассаж, который выполняется самим ребенком.
Выполнять массаж можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. Для самомассажа можно использовать разные подручные предметы: шишки, зубные щетки, катушки, колючие шарики (су-джок), камешки и шарики марблс, бигуди, ложки и др. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.
Сторонником массажа и самомассажа является О.И.Крупенчук. Обратив внимание на ее работы, взяла себе на заметку прием самомассажа ложками и адаптировала его в своем учреждении. Так скучные занятия логопеда превратились в увлекательную игру с ложками.
Преимущества массажа ложками:
- ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все.
- ложки есть в каждом доме и их легко приобрести.
- безопасны
- массаж ложками можно освоить всем и даже родителям
- во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику.
- не требует стерилизации (обрабатывается раствором питьевой соды, так же как вся посуда в дошкольном учреждении).
- не вызывает страха у детей, как зондовый массаж.
Существуют противопоказания к проведению массажа ложками:
- при остром инфекционном заболевании, насморке, простуде;
- при высыпаниях, гнойничках, трещинах на коже лица, герпесе или конъюнктивите;
- при аллергии, синяках на лице, солнечных ожогах;
- при воспалении во рту, выпадении зубов.
Выбор ложек тоже должен иметь особый подход. У детей дошкольного возраста артикуляционный аппарат не такой большой и поэтому кофейные ложки подходят идеально, как для массажа на лице, так и для массажа во рту. При выборе ложек необходимо обратить внимание на края. Они должны быть гладкими и округлыми. На каждого ребенка должна быть пара ложек.
Курс массажа составляет 10-15 дней, проводить можно индивидуально и в подгруппах по 3-4 ребенка. Все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Массаж может проводиться как отдельно от занятия, так и являться частью коррекционно-образовательной деятельности, используя его элементы частично.
Обучая детей самомассажу, специалист показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или музыку. Процедура самомассажа ложками проводится в игровой форме.
На 1 этапе дети запоминают части ложки в стихах. (кончик, ямка, черпачок,горка, боковые края, черенок)
Этот этап можно проводить в физминутках (пальчиковая гимнастика), игровых приемах, режимных моментах. Движения выполняются поочередно, сначала правой рукой затем левой рукой, до тех пор пока дети не запомнят части ложки.
Черпачок кручу, любя, От себя и на себя. Есть у ложки кончик, бок, Ямка, горка, черенок….. Смотрит ложка ямкой вниз И дрожит, как тонкий лист. А теперь обняв, держу, Пальчик в ямку положу. Лодка ходит по воде – Круг рисую я везде. Снизу пальчик ставлю – что ж, На кого теперь похож?.......
Ай да, ложечка моя, Дай тебя поглажу я!
| (Ложку держим вертикально, поворачивая ямкой от себя и к себе) (Одной рукой держим ложку, другой показываем кончик, бок, ямку, горку, черенок) (Держим ложку горизонтально ямкой вниз двумя пальцами за кончик и покачиваем вверх-вниз) (Захватываем ложку сверху кулачком, но большой палец в ямке) (Имитируем движения лодки)
(Захватываем ложку сверху кулачком, большой палец снизу черпачка со стороны горки. Большой палец ходит вверх-вниз, имитируя рот) (Держим ложку вертикально и гладим пальчиком указательным по черпачку) |
После того как дети выучили и запомнили части ложки можно приступать ко 2 этапу: массаж и самомассаж лица. На начальном этапе логопед проводит массаж индивидуально с ребенком, для того чтобы познакомить с частями лица, движениями и направлениями ложкой на лице.
Взрослый читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют. Стихотворение является ритмом, в котором должны совершаться движения, а также порядок этих движений, что не мало важно для детей с ОВЗ.
Лоб погладили мы нежно И расслабили прилежно… Как погладить щеки нам, Не сдвигая кожу там,
Растереть свои височки, Надавив в последней точке,…
Повернуть боками ложки, Вытирать со щёчек крошки.
После складочки скребём –
Нажимаем их потом.
Поскребём по губкам тоже – Забывать о них негоже.
И нажмем концами ложек, Как нажать их мог бы ёжик. II. Разомнем получше щёки, Круг рисуя там глубокий
Там, где губок уголочки, Крутим мелкие кружочки
Щёки можно посдвигать Вверх и вниз, и вверх опять.
И у мышц жевательных Покружить желательно.
И у подбородка Круг рисуем чётко.
Гладим личико. Опять Начинаем разминать.
| (круговые движения по середине лба)
(круговые движения по щекам)
(краями ложек собирать «крошки»)
(краями ложек «скребем» над верхней губой)
(частое нажатие кончиками ложек по носогубным складкам) (скребущее движение по верхней и нижней губе кончиками ложек)
(частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_lozhkami.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1.Нетрадиционные формы работы в коррекции речи детей дошкольного возраста 2. Коррекция речевых расстройств с помощью ложек. А) Преимущества В) Задачи С) Выбор ложек 3. Адаптированная методика проведения массажа ложками в ДОУ О.И.Крупенчук.
По словам профессора Б.Р.Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с воспитателем и дома с мамой. В настоящее время существует множество методов массажа: массаж шишками, зубными щетками, су-джок, пробками, а также массаж ложками. Нас интересует применение массажа ложками в логопедии – и оно поистине революционно.
Преимущества массажа ложками: 1.Ложка – слово, известное абсолютно всем и с ней умеют обращаться все. 2. Ложки есть в каждом доме и их легко приобрести 3. Безопасны 4. Массаж ложками можно освоить всем и даже родителям 5. Во время массажа дети усваивают названия частей лица, предлогов, предложных слов и развивают мелкую моторику. 6. Не требует стерилизации 7. Не вызывает страха у детей, как зондовый массаж
Задачи массажа 1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. 2. Уменьшение или прекращение судорог, синкинезий, тремора языка, тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры 3. Улучшение качества артикуляционных движений 4. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов Ложки должны быть - прочными - маленькими – кофейными. - с гладкими краями - обрабатываться в растворе питьевой соды - на каждого ребенка – пара ложек
Адаптированная методика проведения массажа ложками в ДОУ О.И.Крупенчук 1 этап : дети запоминают части ложки в стихах, на физминутках, в игровых приемах. Поочередно меняя ложки в руках (в правой, левой руке) 2 этап : Самомассаж лица Лоб погладили мы нежно И расслабили прилежно А потом очки надели И читали две недели
3 этап: Самомассаж языка и ротовой полости Гладим ложкой мы язык, К ласке бедный не привык. Краешки расправим, Чашечкой поставим. РЕЗУЛЬТАТЫ - улучшилось качество артикуляционных движений за короткий срок; -уменьшились судороги, синкинезии и тремор языка. - нормализовался тонус мышц мимической и артикуляционной мускулатуры;
Спасибо за внимание!