Консультация для педагогов «WEB-квест» - технология цифрового сотрудничества
Как известно, родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются равноправными участниками образовательного процесса ДОУ.
ФГОС ДО выделяет задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Актуализируется процесса взаимодействия ДОУ и родителей требует поиска новых подходов к работе с семьей.
Сейчас как дети, так и взрослые (родители) свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ёе и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в своей деятельности компьютера, как инструмента творческой деятельности, способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки
Работа детей в таком варианте деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным.
Итак, что же такое веб-квест?
«Образовательный веб-квест» - (webquest) – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Или «Образовательный веб-квест» - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов.
Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы. Например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописана проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; или указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации.
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания.
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
- Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.)
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, её отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как педагоги, так и дети, путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Технология Веб-квест широко применяется в школах и училищах и институтах, но её можно адаптировать и к детским садам.
Что бы привлечь родителей, мы должны собрать информацию по интересующей нас теме, создать квест (в нашем случае это информационную презентацию) и разместить её на сайте детского сада, на личной страничке воспитателя. Темы квеста должны соответствовать Программе. После прохождения квеста дети должны сделать какую-либо работу (рисунок, поделку и др.), чтобы было видно, что квест действительно пройден и материал ребёнком усвоен.